Блюз – музыка успешных.
Бог мой, в плену каких чудовищных мифов, паршивых идей,
пошлых навязанных стереотипов мы живем! Мы склоняем на все лады: о, блин, блюз
– музыка одиноких неудачников, плач души. Я потерял работу, мой пес умер, моя
девушка ушла от меня, бутыль с вискарем опустела, я проснулся утром весь такой
одинокий, с похмелья и ни разу не кончивший - и пааююююю этааат блю-ууууз. О,
как плохо хорошему человеку!
Не, ребята. Не так. Совсем не так. Я в данный момент слушаю
офигительный блюзовый альбом Стивена Сигала (Steven Seagal), моего любимого
актера-файтера, и что же поет этот перец? – I keep on moving, двигаюсь, блядь,
шевелюсь, черт возьми - это пятая вещуга с пластинки Mojo Priest, и это дело
прет, прет, словно настырная маршрутка пробивается через пробку на
Волоколамском шоссе – одна композиция за другой. Ощущение такое, будто Стивен в
своем стиле продвинутого экс-спецназовца двигается по трущобам и крошит в хлам
всех негодяев подряд - ниггеров, латиносов, арабских террористов, ямайских наркодилеров,
русских мафиози и коррумпированных офицеров ЦРУ до кучи. Таков и его блюз –
стремительный, мужественный, непобедимый.
О, да - Сигал неудержим. И неоднозначен. Я восхищался его
первыми фильмами – Нико 1, 2 , 3. Темная зона. В осаде. В общем теми, где Сигал
не режиссер и не продюсер. Потом, видимо, парня прижала жаба, гордынька
взыграла – и он пошел в продюсеры, режиссеры и главные герои, все в одном
флаконе. И погнал клюкву в кино. Ладно, с кем не бывает. Он продолжает снимать
фильмы, иногда удачные, иногда нет. Я все равно его люблю, и все ему прощаю.
Ценю, что Сигал не наркоман, как Клэптон, а всего лишь нормальный алкоголик – и
жене своей, козе голимой, по пьяне даже в бубен наварил, и руку ей сломал,
когда та не по делу крякнула. Наш человек! И че ж он блюз не играет?
Да вот, нате вам! – играет. И еще как!! На этой пластинке
Стивен - и продюсер, и вокалист, и lead guitar, и на дуде игрец, и вообще –
пи:*&%ц ! И я опять ему все прощаю – за драйв, за надежду, за то, что он
настоящий мужик. И насрать мне, что он не утонченный, не изысканный музыкант.
Но зато он так просекает фишку! от его сипловатого, сдержанного вокала
продирает позвоночник – от мозжечка до жопы. Чувак может. Чувак умеет. Чувак
имеет право сказать – и говорит. Спокойная, уверенная мощь.
И не могу сказать, что Сигал безмозглый дилетант.
Чувствуется хорошее понимание традиции, есть индивидуальный стиль и со вкусом
все в порядке. Он неплохой, разнообразный музыкант, оказывается. В плей-листе -
и тихие, неожиданно лиричные вещи, типа Somewhere in Between, и откровенно
хулиганские, типа Talk To My Ass, и соул, и весьма бодрые шаффлы. Сигал отдает
свою дань классике – на альбом есть и Hoocie Coocie Man, и Red Rooster. В
любопытных, весьма любопытных версиях, которые не стыдно зарядить в плеер с
Baddy Gay, Howlin’ Wolf и Etta James. Более того, пластинка заканчивается
оригинальными музыкальными цитатами из архивов патриархов блюза. Верный
последователь восточных школ, Стивен почтительно благодарит своих учителей.
И несомненно присутствует элемент проповеди. Сигал любит
изображать проповедников, устанавливающих справедливость. В кино он частенько
выступает в амплуа этакого монаха-воина. И на этой пластинке он тоже – Priest,
священник. Только его правда теперь не в кулаках, а в музыке. Вся сила - в
блюзе, брат.
И думается мне, что это не мимолетный каприз голливудской
звезды. Это – насущная потребность обозначить приоритеты, расставить реперные
точки, напомнить о жизненных ценностях не самого пропащего поколения второй
половины ушедшего столетия. Столетие ушло, а поколение, как ни в чем не бывало,
продолжает отжигать блюз, как и в старые добрые времена. Это ли не надежда? Не
маяк ли нашим сбившимся с курса шхунам? Сигал – проповедник, и это явный
мессидж всем нам - непонятым романтикам, отвергнутым героям, невостребованным
работягам, ржавым танкам Совка, последним солдатам Великой Империи. Мы еще
повоюем.
Однако, тенденция. Недавно наткнулся на DVD c записью
блюзового (!) концерта Брюса Уиллиса (Bruce Willis), того самого «крепкого
орешка». Ох, поверьте, Mr. Брюс заряжает не по-деццки! Тоже наш парень. Два дня
назад смотрел четвертую серию Die Hard. О, блин! Денег грохнули – мульены!
Небритого Уиллиса весь фильм чем только не убивают – пулями, автомобилями,
стеллажами, стеклянными витринами, лифтами, ниндзями, ногами, руками,
истребителями, взрывчаткой, сибирской язвой – но этому хрену, как всегда, все
по-фигу. Фильм, спору нет, эффектный – но туууупоооой!!
А Уиллису, чувствуется, эти гнилые заморочки абсолютно по барабану.
Я так подозреваю, что он просто бабки зарабатывает себе на блюз. Держит
где-нить в Чикаго клубешник, и пару раз в год отрывается там, исполняя свою
любимую музыку. И боле ничего чуваку не надо. А все потому, что Голливуд – это
липа, а блюз – это правда. Бабки – на одном полюсе. А на противоположном –
Жизнь. Любовь. Совесть.
Почему эти полюса так редко совмещаются, porca puttana?
Видимо, для того, чтобы сохранялся потенциал, и движение электронов жизни не
прекращалось. Что же получается? Выходит, что правильные пацаны зарабатывают
деньги на продукции для лохов и гопников, а по жизни исповедуют блюз? Не хило.
Да и в России – нет, нет, да и мелькнет в плотной завесе
музыкального зловония искреннее движение души. Вот Дмитрий Дибров – некогда
пафосный телеведущий, интеллектуал (без кавычек). Сейчас опущен в
профессиональное дерьмо, без эфира, без трибуны. Шибко умный. Невостребованный.
Но на пике славы успел записать собственный блюзовый/рок-н-ролльный альбом.
Воплотил юношескую мечту – и был немедленно растоптан системой. Такова
специфика нашей страны. Ну не вечно же так будет, а? А Дима еще вынырнет, вот
увидите.
Ну, и резюме. Дело в следующем. Хорошие, правильные,
успешные парни делают блюз. Держат драйв. Это ценно. Политические режимы
меняются, конъюктура меняется – блюз остается. Притягивает талантливых,
свободных людей. Это славно. В общем, avanti popolo, venseremos и no pasaran!!!
Ведь такие бойцы с нами – Сигал да Уиллис!
Ну, что, парни – играем блюз?
Вованъ, июль 2007
www.StevenSeagal.com