ПЕРВЫЙ ПОРТАЛ O РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛЮЗЕ

Беседы о "русском блюзе" -2

Беседы о "русском блюзе"

Часть 2. "Разговоры за on-line"

Следующая часть моего повествования представляет собой небольшой разговор, состоявшийся между вашим покорным слугой и его коллегами. Для того, чтобы Вы, читатель, почувствовали живость общения, я решил изложить этот материал в форме своеобразного диалога, в котором участвовали я и еще три человека: Doodlin, Bluesman Zloy и Vlad.

Pianist
Господа, в данном топике хотелось бы обсудить: есть ли такое понятие как «русский блюз», на чем оно основано и может ли блюз вообще развиваться в нашей стране?

Bluesman Zloy
Блюз, это музыка фольклорная, прежде всего. Очень черная, не европейская. Нет, я не против блюза, я голосую за. Только не надо национального, шовинистического и т.д. Блюз в России - Да! Русский блюз - не возможно, и не надо даже пытаться. Есть еще блюз современный, но это - ДЖАЗ! А тут национального ничего нет, джаз музыка интернациональная, и опять-таки, есть джаз из России, но русский...

Doodlin
Pianist, русский блюз - это частушки, страдания, разбойничьи песни, цыганский и городской романс.
Pianist ты говоришь, «есть ли такое понятие как «русский блюз», на чем оно основано»?
Я считаю, что не на чем оно не основано.
Позвонил другу - он блюзмен. Он сказал, что «русским блюзом» можно назвать, пожалуй, только Науменко «Зоопарк» - но почему так и не смог ответить... Типа русская ментальность.

Блюз - грустная повествовательная бытовая песня - Американская!!!!!!!!!ФОЛЬКЛОРНАЯ!!!!!!
Трехстишие и определенная гармоническая структура, присущая именно ему, с НЕНОРМАЛЬНЫМ для европейской музыки оборотом D-S

Конечно, «архаический блюз», форма кот. перекочевала (ну почти) в рок’н’ролл, искусственно восстановлен и понять каким блюз был до 20г почти не возможно......(именно в эти годы были исследования и первая публикация их., ну или начало 30х -не буду врать).
Но всё же «БЛЮЗ», в классическом понимании, строится на абсолютно не свойственной (славянским культурам) стёхстрочной строфе.

Vlad
Doodlin, говоришь: «определенная гармоническая структура, присущая именно ему, с НЕНОРМАЛЬНЫМ для европейской музыки оборотом D-S».

Ненормальная разве что в 19 веке, да и то, для задачек по правилам классической гармонии, а этих правил ни один композитор не старался придерживаться.
И разве только этим оборотом интересен и необычен блюз?

Хочется спросить, а что значит тогда блюз в России, блюз, исполняемый российскими музыкантами?

Как вы относитесь к исполнению блюза на русском языке?

Doodlin
Я имел ввиду, что европейскому фольклору данный оборот не присущ чего, с гармонической точки зрения там ещё?
12 тактовая форма, только что...
vlad :
Как вы относитесь к исполнению блюза на русском языке?
странно отношусь ...

Vlad
Если глубже копать, то архаичный (деревенский) блюз вообще 8 тактовый, хотя, находили и 16-ти тактовые экземпляры.
А манера интонирования с отсутствием строгой полутоновой темперации? Где это можно услышать?

А что такое блюз вообще? где он? Где его можно услышать?

Doodlin
1. Ну, лучше всего послушать первоисточник - корифеев данного направления
2. Вообще то, где ты хочешь найти «блюз» там ты его и найдёшь - многими, «блюз», воспринимается как мировоззрение.
Vlad
Посоветуй записи корифеев.

Doodlin
Ну, например: Мадди Уотерс, Роберт Джонсон, Би Би Кинг.

Bluesman Zloy
По поводу рекомендаций, не знаю, право, У Бадди Гая вышел альбом в прошлом году, называется «Blues Singer». Рекомендую, по своей чистоте это что-то непревзойденное. Чикагская школа (Мадди Уотерс, Бадди Гай, Би Би Кинг) - это одно из самых сильных течений, но не единственное, есть Детройт (Джон Ли Хукер), Техас (Стив Рэй Воэн, ничего, что оно белый), но самая классика - блюз в стиле Дельта. Самый корифей здесь - Роберт Джонсон, есть (был) еще Сэм Лайтнинг Хопкинс, да и много других. Но и Луи Армстронг, в общем- то блюз, причем Saint James Infirmary, который можно найти легко, это просто классика жанра. Едем Дальше - Майлс Дэвис, Колтрейн, Паркер, Лестер Янг, все это блюз, причем это не мои тараканы, так считали и считают сами блюзмены (я имею в виду всех вышеперечисленных).
По поводу блюзовых форм: нельзя говорить, что 8 или 12 или 16 тактовая форма - единственная аутентичная. Они равноправны. Но есть ведь и 10, 14 тактовые формы. Есть структура типа ААВ, ААВА, ААВСА, АВАСВА. А есть еще шедевральный вариант под названием речитатив (типа чукотского варианта). Зависит от местности и стиля. (Внутри стиля Дельта есть много разновидностей). Гармонический оборот на самом деле 2-5-1, только в 50-60 года стали переворачивать этот оборот в 1-4-5, что было адаптацией. Я своим ученикам иногда объясняю по-простому, играем рок`н`ролл, в медленном темпе, например в тональности Ля, тему понимаем, как ведущуюся от Ре. На самом деле, присутствуют два тональных центра, иногда три. В современной трактовке это 1, 4, 7b. Еще один из приколов - это мажоро-минор, третья ступень на четверть тона выше малой терции. Шестая так же на четверть тона выше европейского стандарта. Еще один прикол - пентатоника. То, как используют пентатонику сейчас (в большинстве случаев), это адаптация. В оригинале использовалась диатоника. Ну и специфические африканские звукоряды, где октава могла соответствовать Октаве + кварта в нашем понимании. Но огромнейшая часть, того, что делает блюз блюзом - это ритмика. Здесь очень много вариантов, много школ, и принципиально отличное понимание (от Европы).

Влад, блюз на русском языке? Не знаю, как-то не очень, как бы ты отнесся к исполнению, скажем, шотландской народной песни на суахили? Или исполнению андалузских мелодий на балалайке? Если на русском, то, скорее всего, это будет уже какой-то из вариантов блюз-рока. Что не есть блюз. А блюз в России, да, это блюз, исполняемый российскими музыкантами. Насколько это хорошо - не знаю, зависит от исполнителя. Причем отдельные исполнители есть, и не плохие, даже по «тамошним» стандартам.

Vlad
Zloy Bluesman пишет:
"мажоро-минор, третья ступень на четверть тона выше малой терции. Шестая так же на четверть тона выше европейского стандарта"

А каким образом это исполняется на инструментах? И присутствует ли этот эффект в записях перечисленных выше корифеев?
Очень хотелось бы это услышать!

Zloy Bluesman пишет:
"мажоро-минор, третья ступень на четверть тона выше малой терции. Шестая так же на четверть тона выше европейского стандарта"

Конечно можно услышать, но как ты понимаешь, речь о мажоро-минорности здесь приблизительная (хотя это принято так называть).
Речь о нетемперированности звуков.
В европейском понимании это безусловно можно рассматривать и как мажоро-минорность, а можно и по-другому... Смотря что подразумевать под «мажоро-минор».

Bluesman Zloy
Влад, Все присутствует. На гитаре исполняется элементарно, берешь аппликатурно малую терцию, и тянешь струну. У трубачей тоже без проблем. Кстати, в болгарском фольклоре эта фишка тоже присутствует, причем исполняется на БАЯНЕ!!! У них специальная конструкция кнопок, нужно кнопку пальчиком в сторону, вбок вдавить. На губной гармошке - тоже просто, перестраиваешь свод и горло с «а» на «и» и в это время делаешь вдох. На контрабасе, по коему ты вроде спец, еще проще, берешь терцию+четверть тона, ладов пока на контрабасы пока вроде не ставят... Иногда правда, этот эффект можно спутать с лажей. Например, Роберта Планта, в свое время обвиняли в непрофессионализме и тяге к завышению. Но это было не так, петь он умеет и всегда умел. Просто хотел в рок-музыку вернуть немного блюза.

Doodlin

Злой Блюзмен пишет:
"Едем Дальше - Майлс Дэвис, Колтрейн, Паркер, Лестер Янг, все это блюз, причем это не мои тараканы, так считали и считают сами блюзмены (я имею в виду всех вышеперечисленных)."

1. Безусловно, но эти формы блюза несколько далеки от такого«блюзового блюза» конечно
цитата

То, как используют пентатонику сейчас (в большинстве случаев), это адаптация. В оригинале использовалась диатоника.

2. Для человека, воспитанного на европейской муз.культуре ,пентатоника(все возможные её виды, в том числе, так называемые «альтерированые») всегда являлась и будет являться частью семиступенного лада (не обязательно диатонического).

«Гармонию не надо знать, её надо понимать» - в том смысле, что «пройденый» курс гармонии нифига не даёт без понимания сути.

Pianist
Господа! Господа! Как вы взбунтовались против понятия «русский блюз». Так вот скажу вам, что нет «русского рока», нет «русского джаза», а вот «русский блюз» существует. И тут ни при чем шовинизм. Есть и европейский блюз, или вы вообще готовы вычеркнуть из списка блюзменов всех белых, азиатов, и представителей других кровей, оставив лишь негритянские напевы - чушь! Какая глупость! Да разве можно сравнить негритянскую музыку и то, как ее облагородили европейцы (и мы в том числе)? Ведь то, что афро-американцы создали этот стиль музыки не говорит о том, что они творят в нем лучше других! Вообще говорить, что блюз настоящий только у негров так же банально, как цитировать Б.Б.Кинга «Блюз - когда хорошему человеку плохо».

Всегда любил блюз

Всегда любил блюз

что такое оборот d-s?

что такое оборот d-s?

Доминанта - субдоминанта, 5-4

Доминанта - субдоминанта, 5-4 ступень..

Полностью согласен, блюз жив

Полностью согласен, блюз жив всегда

блюз это круто! направление

блюз это круто! направление которое будет живым и настоящим всегда!

 Вот читаю я разные форумы и

 

Вот читаю я разные форумы и сайты, слушаю беседы
отечественных любителей блюза и сравниваю с тем, что говорили олдовые блюзмены
- Сон Хаус, Джон Ли Хукер, Мадди Уотерс, Лайтин Хопкинс и иже с ними, Стиви Рэй тот же, и понимаю
- о  разном вообще речь... 

К чему эти терки, разбор каких-то понятий, философия вся эта?... Русский блюз, не русский, американский, не американский... Никто же не говорит, что ирландец Рори Галахер не блюзмен, или голландец Джулиан Сас, или австралиец Дэйв Холл, или фин Аляска Каланен... Т.е., преград в неамериканском происхождении для блюза нет.

Дальше.. Что-то тут было про изобретение афро-американцами  "стиля" блюз. Никакого "стиля блюз" не существует. Что общего в исполнении Сона Хауса, Лайтина Хопкинса, Брауни Макги, и Миссисипи Джона Херта?.. 

Блюз - это переживание жизни здесь и сейчас, взгляд на жизнь во всей ее наготе, без прикрас (Как говаривал Сон Хаус, блюз - это правда, то что не правда - это не блюз)  Т.е., блюз  - чувство прежде всего (Лайтин Хопкинс - Blues Is A Feeling). А музыка - одна из форм выражения этого чувства. Любая попытка вогнать блюз в какие-то рамки, формы и стили обречена на неудачу. Послушайте John The Revelator Сона Хауса и скажите, что это не блюз...  Просто так сложилось исторически, что блюз в музыке приобрел особенные средства, характерные черты выражения, по которым мы можем сказать, что это именно блюз. Однако, если это не прожито, не имело место в реальности, не оставило след в душе, это уже будет не блюз - и в этом как раз и проблема блюза  у нас! Многие поют заученные тексты, играют заученные ноты, живут чужими мыслями...  А даже, если что-то и переживают, то не находят слов это выразить, штампы мешают, бля.. А потом начинается разговор, о том что русский - неподходящий язык для блюза и все в этом духе... А англоязычное написание текстов зачастую расчитано у некоторых наших музыкантов на элементарное непонимание со стороны слушателя, чтобы воспринимали один саунд, И именно музыкальному выражению и уделяют значение большинство тех у нас, кто решил играть блюз. Но не рассказывал бы тогда Джон Ли Хукер про наводнение в Тупело из его детства, а Бадди Гай про пять лет проведенных на сталелитейном заводе. Слушатель должен сопереживать все это, а это возможно лишь тогда, когда идет все от сердца, когда это правдиво и понятно, когда это блюз...  

А у нас это эзопов язык убил рок-н-ролл, теперь хочет сделать аборт блюзу в России.

 

Русский блюзовый вокал

 Проблема  русскоговорящего блюзового  вокала до сих пор так и не решена. На фоне  российских инструменталистов - блюзовиков,играющих фразы,ритмы,интонации и звучания отнюдь не из русского фольклора,  русскоговорящие вокалисты в лучшем случае звучат как попытка приблизится к уровню инструменталистов;а в худшем - абсурдная  злая пародия либо нечто вообще не относящееся к стилю; и все это оправдывается ура-патриотизмом,прекрасным тексто и искренним чувством.Полное извращение- в оригинальном блюзе инструменталисты пытаются приблизиться и воссоздать человеческий голос.

.А тут  требуется кроме блюзового профессионализма то,чего нет и не может быть в Дельте:чуткое ухо к обоим языкам, их ритму интонации,саунду ,и способность создать  синтез .  

дело говоришь!

аватар: plaksa

всё верно. наш портал сейчас этим и занимается. проблема русскоязычного блюза в данный момент заключается в том, что до настоящего времени жанр находился в зародышевом состоянии - кто-то где-то как-то что-то пытался сделать. но движения как такового не было. теперь появился интерес и ангажемент. в ближайшее время должна сформироваться "элита" стиля, и тогда уровень начнет повышаться. всем нужно много работать, чтобы что-то выросло.

Есть прогресс ?

Давно сюда не заглядывал-  все время уходит на личный прогресс.Вот уже  решил тряхнуть стариной с прошлого миллениума ., и занялся вопросом блюзовой скрипки http://www.fiddleforum.com/fiddleforum/index.php?topic=32194.0

А там оказалось все очень просто : фиддлер просто поет блюз и играет в унисон , или там в октаву ; однако совершенно точно имитирует малейшие нюансы блюзового  пения.

А как там обстоит дело у российских гитаристов - похоже ? 

Запмечу, однако

аватар: Lofty Band

Не буду впадать в дискуссию. Просто я ЖИЛ в Африке более 10 лет. Скажу как очевидец - там не  музыки хоть немного напоминающей блюз! Коренные жители Африки - читай - негры - поют совсем другие песни и на другие ритмы!

 

Блюз интернациональная

Блюз интернациональная музыка. Петь его можно и нужно на том языке на котором вас понимают, думаю что для блюза это важно. Хоть убейте, нет такой проблемы - совместимость русского языка и блюза.

Убивать -грех

Напиши это на blues.ru. Точно - завалят...