"CONFESSA " - Adriano Celentano
Моя симпатия к итальянскому певцу, актеру, режиссеру,
писателю и просто потрясающе творческому человеку Адриано Челентано (Adriano
Celentano) возникла в начале 80-х с выходом на экраны фильма "Блеф",
а потом еще одного, очень смешного "Укрощение строптивца", а также с
победоносным шествием по Стране Советов "сан-ремических" хитов в
исполнении блистательных "итальяшек" - Pupo, Iva Zannichi, Toto
Cutugno, Albano & Romina Power, Ricchi e Poveri, Mattia Bazaar и проч. и
проч. Мне даже посчастливилось (вернее, угораздило) переводить как-то прямой
эфир с Сан-Ремо в студии на Шаболовке. В общем, три с половиной часа словесного
поноса Pippo Baudo дались нелегко, так что, каюсь, без живительных капель дело
не обошлось. Ну, дела прошлые.
Челентано уже тогда для меня стоял в ряду итальянских
эстрадных исполнителей "на особицу". (Как и на советской эстраде в ту
пору - Алла Пугачева, потом долго никого, а потом все остальные сразу). С
катушечных магнитофонов гремели "бессмертные" челентановские хиты:
все помнят разудалую "Tu sebmri la figlia d'un Capo Casacco, Con quegli
stivali, Col nero colbacco - Ты просто дочь казацкого атамана - в сапогах и в
черной высокой шапке". "Azzurro, il pomeriggio e' troppo azzuro - Долгий,
раскаленный до голубизны полдень" - ставший в Италии гимном ferragosto,
летних каникул. А еще - помните? - Soli: "Inutile chiamare qui non vi
aprira' nessuno - Не звоните, мы вам ни фига не откроем" и т.д.
И не сказать, что у парня какие-то выдающиеся вокальные
данные, не бельканто в общем, но зато безграничное обаяние и уверенная,
какая-то даже наглая, мужская сила. В общем, слушал я Челентано, слушал, а
потом как-то остыл. Наверное, чересчур много его "нетленных" песенок
пришлось переводить и учить наизусть в процессе освоения языка в родном
Универе…
Великий певец вернулся в мою жизнь аккурат через двадцать
лет. Проходя мимо музыкального ларька на Новокузнецкой, меня привлекли мощные,
размеренные, как накатывающиеся на берег волны, басы и знакомый хрипловатый
баритон. Это была Confessa с альбома Persempre 2002 года. И эта штука
неожиданно захватила меня в плен недели на две.
Я затрудняюсь даже определить жанр произведения. Это явно не
эстрадная песенка. И не шансон. Похоже на тяжелую рок-балладу - но нет…Какие-то
аналогии с готической хоральной традицией. Confessa сочетает в себе и
простодушие итальянской народной лирики, и торжественность итальянской
классической оперы (ср. Nabucco Дж. Верди). По моему мнению, таким должен быть
истинный блюз - по мощи музыкального материала, по содержанию (а это кручина
взрослого мужика), хотя формально, конечно, это и не блюз. Это все-таки
реквием, плач по утраченной любви.
Confessa - вещуга титаническая, где-то даже инфернальная.
Поэтому слушать ее рекомендую не через MP-3 перделку, а на качественном дорогом
музыкальном центре с сабвуфером и тыловыми спотами - вот тогда пропрет реально.
Когда понимаешь текст, впечатление усиливается всемеро. В
районе сердечной чакры образуется такая энергетическая воронка лилового оттенка
и через нее в космос начинает уходить столб света, и кажется, если тотчас не
заплакать, то грудь разорвет на миллионы кусков. Будто посетившее твою жизнь
несчастье (а меня лично такое несчастье посетило) образовало в твоей ауре еще
одно, особое "тонкое тело", на манер астрального или эфирного. И вот,
при мерном накатывании тактов, на фоне сдержанно-яростной поступи басов, умело
орнаментированных струнными и чувственным бэк-вокалом в финале, при звучании не
форсированного, лишенного ложного пафоса и надрыва, но исполненного отчаянной
боли голоса Челентано, это самое "горестное тело" в тебе начинает
вибрировать всеми своими "микролептонами", заполнять все твое
пространство коррежущим душу страданием. И что это, если не катарсис?
Прочувствовать и избыть боль. Эх, бабы, бабы…что вы творите…и еще, знать бы ,
за что это нам, мужикам такое…
Тут не захочешь, а выпьешь. Ну-с, вернемся к тексту.
Он и прост, и сложен одновременно. Я думаю, если три или
даже четыре разных переводчика представили бы свои варианты, они бы отличались
максимум процентов на 15. Вот что получилось у меня:
Confessa Признайся
Su confessa
amore mio
Io non sono
piu' solo, l'unico
Una storia
irrinunciabile
Hai nascosto nel cuore tuo
Io non sono piu' il tuo pensiero
Non sono piu' il tuo amore vero
Sono il dolce con fondo amaro
Che non mangi piu'
Ma perche' tu sei
un'altra donna
Ma perche' tu non sei piu' tu
Ma perche' tu non l'hai detto prima
Chi non ama non sara' amato mai
Che ne hai
fatto del
nostro bene?
E' diventato un freddo brivido
Le risate,
le nostre cene
Scene ormai irrecuperabili
Io non sono
piu' il tuo pensiero
Non sono piu' il tuo amore vero
Sono il dolce con fondo amaro
Che non mangi piu'.
Ma perche'
tu sei un'altra donna
Ma perche' tu non sei piu' tu
Ma perche' tu non l'hai detto prima
Chi non ama non sara' amato mai
Quando viene la sera
E il ricordo pian piano scompare
La tristezza nel cuore
Apre il vuoto piu' grande del mare
Piu' grande
del mare
Ma perche'
tu sei un'altra donna
Ma perche' tu non sei piu' tu
Ma perche' tu non l'hai detto prima
Chi non ama non sara' amato mai
Признайся
(перевод Вована)
Так, признайся, любовь моя
Что я больше не тот единственный
В сердце спрятала от меня
Ты историю с грустной истиной
Я не тот, о ком мысли бренные
И не я твоя любовь сокровенная
Я та сладость с начинкой горькой
Чей противен вкус.
Но зачем ты другою стала
Но зачем ты уже не ты
Но зачем ты раньше не сказала
Кто не любит, во век не будет сам любим
Что ты сделала с нашим счастьем?
Мне досталась лишь дрожь холодная
За столом мы смеялись так весело
Эта радость теперь невозвратная
Я не тот, о ком мысли бренные
И не я твоя любовь сокровенная
Я та сладость с начинкой горькой
Чей противен вкус.
Но зачем ты другою стала
Но зачем ты уже не ты
Но зачем ты раньше не сказала
Кто не любит, во век не будет сам любим
Наступает холодный вечер
И не так уже сильно горе
И такая тоска на сердце
Пустота бесконечна как море
Бесконечна как море
Но зачем ты другою стала
Но зачем ты уже не ты
Но зачем ты раньше не сказала
Кто не любит, во век не будет сам любим
Вот так, за несколько десятилетий творческого пути Челентано
прошел путь от рокера и хулигана (вспомним Dolce Vita Федерико Феллини),
эпатажного эстрадного выскочки (это он стоял ягодицами к публике - неслыханно!
- на одном из "Сан-Ремо" в каком-то там "девятьсот
затертом") до усталого, мудрого такого дядьки, исполняющим серьезные,
проникнутые искренним и суровым чувством песни. В общем, конечно, и как артист,
и как реальный мужик, Челентано заслуживает самого почтительного уважения.
Я, кстати, наткнулся тут на форум русских теток, живущих в
Италии. Вот они там перетирают по поводу Confessa - " и внутрянности-де
наизнанку выворачиваит", "и физичеськи влияить"…Ишь, как
тетек-то проняло - не твари, чай, бездушные…И я задумался, как же так и почему,
вот люди, мужчины и женщины, совершенно разные, испытывают сходные
пронзительные, даже возвышенные, ощущения при прослушивании одного и того же
произведения - тогда откуда же столь разрушающий, столь опустошающий душу
диссонанс и отчуждение при расставании некогда близких людей?
Эта просто какая-то чума, эпидемия, охватившая нашу страну -
а может и весь мир? Желтая пресса истерично смакует разводы и ругань
"глянцевых звезд" - кто кого избил, кто у кого сколько денег отсудил,
с кем остались дети. Тихо, мирно и "цивилизованно" уже мало кто
расходится. Сколько энергии и здоровья теряют эти люди - а ведь они на публике.
А на нашем, так называемом уровне "media borghesia" - одна за другой
расходятся знакомые пары, прожившие вместе по 7-10 лет, с детьми. Талантливые
работящие мужчины не могут вписаться в систему унижений и подлости, которых
требует от них иерархическая система зарабатывания денег. И таких жены начинают
презирать - из-за недостатка бабок. В своих мужьях жены заботливо начинают
пестовать комплексы неполноценности, включая импотенцию - а потом безжалостно
расстаются, если им подворачивается богатый самец (что очень редко), либо сами
от отчаяния пускаются в работу или предпринимательство - но тут уже не до семьи
и очень редко - до секса. И это неправильно, противоестественно. А те мужики,
которые сумели вписаться в бизнес, вынуждены целиком и полностью отдаваться
безостановочному жестокому конвейеру. Тоже не до любви. Жены их страдают не
меньше, но по-своему, и остаются с мужьями - из-за денег. Но таких жен часто
меняют на более юных, с упругим телом.
Что происходит с некогда нормальными семьями?? Безумие
какое-то. (Есть, правда, один "благополучный" слой - это чиновники,
бюрократы, таможенники, гаишники, кремлядь и прочая государственная сволочь. Но
это нелюди, биороботы, у которых сохранились лишь хватательные рефлексы, а
также функции пищеварения, выделения и размножения. Я не думаю, что кто-то из
них способен прослезиться, когда будет слушать Confessa).
Короче - любовь повсеместно умирает (ее замещает
"стыковочный секс"), отношения гибнут, счастливые и красивые пары
распадаются, теряя при этом уйму сил и энергии. Но если где-то убывает - стало
быть, где-то и прибавляется?! Где, у кого? Кто кушает наш энергетический
потенциал? Это "царь Баблос", вот кто. Опустошает души, высасывает
жизненную энергию, приводит людей к моральной и физической деградации -
уничтожает Любовь. А повальное большинство жадных полубезумных человеков сейчас
беззаветно служит "царю Баблосу", не помышляя об ином.
Этот мир неизлечимо болен. Его нельзя не спасти, не
исправить. Поэтому наш мир, каким мы его представляем, скоро исчезнет. Слишком
много явных и неявных тому признаков. Создатель установит такие условия, чтобы
люди не ели друг друга из-за зеленых бумажек, а просто жили - днем делали свою
работу с любовью, а ночью искренне любили друг друга. Но такой правильной
жизнью смогут наслаждаться лишь несколько тысяч выживших…
Эк меня проперло! В рассуждения и проповеди пустился…Это все
Челентано, змей, силой своего могучего дарования….Ведь не просто так - прямо,
блин, в живой нерв угодил. Можно ли слушать попсу - и задумываться над
проблемами Бытия?
- Нет, товагищи!
Декабрь 2006, Vovan ©