ПЕРВЫЙ ПОРТАЛ O РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛЮЗЕ

весьма любопытная статья о блюзе и русском блюзе

Глава 1 Корни черного блюза
Блюз едва ли не самый загадочный стиль музыки. Хотя везде и всегда музыку окутывали легенды и мифы, но нигде их не было столько, как вокруг блюза и его происхождения. И в самом деле, кого не спроси не скажут, чем является блюз, и где он зародился, в лучшем случае ответ будет: "Не знаю!" , а может быть и "А что такое блюз?". 
Как бы это не звучало банально и неправдоподобно, но ваш покорный слуга лично встречался и разговаривал с подобными людьми, и далеко не глупыми, но их незнание о том, что есть блюз простительно. Если даже мы, любители блюза не во всем сами можем разобраться. 
К сожалению, подчас история не оставляет нам доказательств тех или иных фактов, и нам приходится гадать, либо строить свои, иногда безумные версии происхождения тех или иных вещей, опираясь лишь на смутную и непроверенную информацию, но в данном случае речь идет не о древнем храме или костях доисторического животного, а о направлении в музыке, о котором мы можем что-то узнать, опираясь лишь на произведения авторов тех времен, когда блюз зарождался в душах чернокожих рабов и не был сформировавшимся музыкальном жанром. Прошло около ста лет, и для истории это сущие пустяки, поэтому мы попробуем все же разобраться: что такое архаический или черный блюз. 

Блюз -это музыкальное направление, созданное афро-американцами в начале 20-го столетия. За самим словом блюз скрывается очень много свойств, это и термин, и имя нарицательное, и многое другое. Если рассматривать его экстрамузыкальные значения, то нам станет ясно, что блюз это печаль, это состояние души, так как blues переводится с английского как грусть . Чтобы полнее передать картину условий зарождения блюза, я немного расскажу о событиях, имеющих место быть в большей степени на юге Америки, поскольку именно юг был в те времена дойной коровой колонизаторов.

Именно на юге были уникальные условия для выращивания и процветания двух растений, или двух культур, которые ценились, а именно рис и табак. Именно рис был самой распространенной пищей, которую в больших количествах поставляли в Англию и продавали в другие страны, а о табаке и речи быть не могло, поскольку в нем нуждались не только англичане, но и сами рабы. Привезенные в большей своей части из Африки, они достаточно быстро адаптировались к немного похожему, теплому климату, хотя болезни многих погубили. Занимаясь целый день (в зависимости от времени года) либо сбором урожая, либо стороительными работами, либо обрабатывая землю, а также переправляя лес, что являлось очень опасным занятием, унесшим не меньшее число жизней, чем стихийные бедствия, жестоко эксплуатируемые негры нуждались в каком-либо выплеске своих эмоций и чувств, и самым простым способом являлась песня.

Слова, которые наболели, высказывались под аккомпанемент, и неважно, что являлось инструментом: натянутая нить, гитара, или что-нибудь еще. Но до блюза было далеко, поскольку до него существовал такой вид искусства, как Holler от чего стали называть исполнителей The holler`s . Суть заключалась в том, что рабочие громко выкрикивали свои мысли вслух, в знак протеста. Эти выкрики часто были оскорбительными и направленными в сторону определенных людей, а поскольку чернокожие всегда работали общей массой, то крикнувшего обычно не замечали, а потому никого не наказывали.

Чуть позже появился спирич-уэлс, но он нес в себе конкретную тематику слова, обращенные к богу и небесам, а потому не мог быть использован как оружие против работорговцев, и тогда появился блюз, олицетворяя собой протест во имя свободы, хотя он не был одобрен церковью и многие религиозные негры просто отвергали блюз, как музыку каторжников и вудуистов. Такой подход был неправилен с самого начала, хотя мы не можем утверждать однозначно. Мы не можем разобраться в сложнейших аспектах происхождения блюза, не разобравшись в том, как строится и на чем основывается поэзия архаического блюза , а в свою очередь все гениальное просто, поэтому основными темами, использующимися в блюзах были: Тяжелая работа на хозяина , Ушла жена , Умерла собака , Стал отцом , и др.

Также существовал особый стиль блюза в котором к тексту подходили с позиции "Что вижу, о том и пою" , например, в произведениях классиков блюза, таких, как Слепой Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson), и Роберт Джонсон (Robert Johnson), чье творчество обязательно будет рассмотрено чуть ниже, поскольку именно с этим человеком связаны многие легенды.

Если всматриваться в классическое строение поэзии блюза, то нам практически всегда представится 3-х строчное строение строфы, в котором 2-я строчка рифмуется с первой, но несет в себе небольшие изменения, а 3-я уже отличается от первых двух, но почти всегда разрешает их смысл:

(Отрывок из Me and the Devil Blues Роберта Джонсона)

Me and the Devil was walking side by side

Me and the Devil was walking side by side

I`m goin` to beat my woman until I get satisfied

Подобных текстов существует огромное множество, но существует еще 6-ти строчная строфа, в которой 3-я строчка рифмуется с 6-ой, и смысл высказывания можно уловить, только прочитав всю строфу целиком, а не разбирая по отдельным строчкам. В настоящее время в европейском блюзе и русском блюзе чаще (хотя далеко не всегда) используются классическая структура строфы. Для того, чтобы это было более понятно, то предлагаю систему: пусть каждые рифмующиеся строчки будут замещены буквами, тогда:

AACBBC -деревенский (архаический блюз)

примеры классического строения строфы:

ABAB

AABB

Также нельзя забывать о музыкальном построении блюза, о музыкальных алгоритмах, использованных в нем. Я не буду вдаваться в подробности, дабы не утомить читателя, поскольку данная тема глубже освещена моим многоуважаемым коллегой ZZ-Топычем. Итак, самая распространенная форма в блюзах это двенадцатитактовая прогрессия, часто называемая блюзовой прогрессией . С музыкальной точки зрения это всего лишь три наиболее распространенные аккорда в нужной последовательности.

В тональности Ля мажор (A-dur) это аккорды A, D, E

Пример1

|----A---|----A---|----A---|----A---|----D---|---D----|----D---|---D---|----E----|---D---|----A---|---A----|

В тональности Ми мажор (E-dur) это аккорды E, A, H7

Пример 2

|----E---|----E---|----E---|----E---|----A---|---A----|----A---|---A---|----H7----|---A---|----E---|----E----|

Некоторые аккорды украшаются дополнительными нотами (но это уж как раз к ZZ-Топычу), а тональность подбирается под индивидуальные вокальные данные, но я неслучайно взял Ми мажор и Ля мажор, потому что именно они чаще используются в блюзах.

Такая схема из 12-ти тактовой прогрессии, на которую ложились 3-х строчные или 6-строчные строфы и являла собой некую модель классического черного блюза и была повсеместно распространена (прошу не путать с произведениями чернокожих блюзменов последних 20-40 лет, поскольку сейчас они придерживаются все же классического 32-х и 64-х тактового построения музыки и классического построения строфы).

В принципе ничего сложного в этом нет, поэтому я предлагаю читателю разобраться в еще одном аспекте творчества чернокожих блюзменов начала века. Я предлагаю поговорить об одной из наиболее старых и неизменных традиций блюза. Человек не может исполнять блюз, если он не испытывает блюзовое чувство ( The blues feeling ), поскольку именно тогда, когда исполнитель находится в этом чувстве, его блюз получается естественным и достойным. В данном случае, если рассматривать вокал в блюзе, то скрипучая (протяжная) или рычащая (резкая) вокальные техники зависят от предпочтений самого исполнителя, а также от темы, на которую сложен текст определенного блюза.

В большинстве случаев фальсификация блюзового чувства и его фальшь в коммерческих или личных корыстных целях становится видна неискушенному слушателю, а уж профессионалу и подавно.

Итак, подведем некий итог:

Если исполнение блюза можно попробовать съимитировать, то его ощущение нельзя. Вы, благосклонный читатель, можете меня спросить: зачем же я тут рассказываю о поэзии, ритмике, чувстве блюза, если назвал первую главу Корни черного блюза , но я могу вам сказать, что именно для того, чтобы вы поняли чем является черный блюз и смогли постичь его основы, дабы легче вам было понимать последующую информацию.

Блюз велик и многогранен и, как я уже говорил, нельзя однозначно ответить на вопрос Откуда он взялся? , поэтому я попытался донести до вас свою точку зрения, основанную на исторических материалах, так что если вы что-то для себя уяснили, то это отлично, если нет, то попробуйте прочитать снова. В любом случае корни черного блюза состоят из множества ответвлений, и я не могу рассмотреть их все, но могу направить вас на путь познания их, так что удалось мне ответить на вопрос о корнях черного блюза или нет решать вам.

Глава 2 Европейские границы

Во введении я затронул тему «европейского блюза». Возможно, многие не согласятся с тем, что «европейский блюз» существовал всегда. Не буду их в этом разубеждать, но, возможно, по прочтении этой главы читатель и изменит свое мнение. Предлагаю начать с 30-х годов 20-го века, поскольку именно они явились парадоксальными и сильно повлияли на развитие блюза как музыкального направления.

Именно тогда настал пик популярности Джаза. Эту музыку можно было услышать не только в крупных кафе и ресторанах, но и из распахнутых окон самых маленьких забегаловок. Звуки импровизации трубачей, пианистов и кларнетистов лились нескончаемым потоком: без джаз-банда не проходила ни одна светская вечеринка, а фокстрот с диксилендом и вовсе стали чуть не самыми популярными стилями танца. Именно в те светлые годы Джаз достиг апогея популярности, но затем постепенно пошел на спад. Так как никаких особых кандидатов на освободившуюся «вакансию» не было, ее постепенно заполнил блюз, все более распространяющийся и обретающий все новых поклонников.

Наступило совсем иное время… Стали появляться первые записи блюзовых исполнителей , которые впоследствии «раскручивались» до небывалых высот популярности. Блюзмены пытались не только сочинять «музыку для себя», но и старались донести ее до широкого круга слушателей. Не всем такой ход дела казался приемлемым, и записывающихся исполнителей объявляли чуть ли не предателями исконных традиций блюза. Говорили и о новой «попытке белых высмеять чернокожих перед всем миром». Лица, заинтересованные в дальнейшей монополии джаза и вложившие в его развитие огромные средства, естественно пытались «облить грязью» все то, что связано с блюзом. Однако, несмотря на все это, рекорд-студии, такие как «Columbia», «Paramaunt», «Victor» четко видели перспективу блюза и продолжали выпускать пластинки с именами чернокожих исполнителей на обложке. Так продолжалось развитие блюза в Америке, но этим дело не ограничилось.

И блюз добрался до Туманного Альбиона. Он медленно и верно пересек океан и, попав в Англию, стал завоевывать все больше поклонников, формировал настоящих фанатов, которые даже устраивали демонстрации. Возьму на себя смелость и назову родиной «европейского блюза» именно Англию, помня о том, что именно там зародилось творчество таких групп, как «Pink Floyd», и «Led Zeppelin», а также многих других талантливых исполнителей блюза и блюз-рока, среди которых блестящий музыкант поп-блюза Eric Clapton, чье творчество лично мне очень нравится. Увеличение числа почитателей блюза, в свою очередь, способствовало появлению ритм-блюзовых групп, но колоссальный и неудержимый взлет блюза начался с конца 50-х начала 60-х годов, предвосхитивших появление John Mayall, «The Bluesbreakers», «The Yardbirds», чья «Take it easy baby» до сих пор является ориентиром классического построения англо-саксонского ритм-энд-блюза. Вообще отголоски «блюза» можно проследить и в произведениях «The Beatles», а если принять во внимание личное творчество сэра Пола МакКартни, то на одном альбоме «Flaming Pie» (1997) можно найти около 4-5 песен в стиле блюз.

Примечательным является и то, что «европейский блюз», равно как и «русский блюз», значительно отличается от своего заокеанского прародителя. Использование «продвинутого» набора инструментов (прежде всего электронных), позволило «европейскому блюзу» выгодно выделиться среди других стилей музыки. Так, один из их первых альбомов «Pink Floyd» с необычным названием «Ummagamma», по моему мнению, является воплощением своеобразного «блюзового андеграунда», да и сами представители группы не раз подчеркивали, что их творчество в своей основе имело блюз, что помогало им придерживаться собственной философской концепции понимания людей и музыки. Своеобразной представляется тематика альбома «Animals», однако не может не восхищать исполнение композиций этого альбома, импровизационные темы, и вообще все слушается на одном дыхании.

В творчестве Эрика Клэптона такие его хиты. как «Bad Love», «Forever man» и др., на мой взгляд, представляют собой «попс-электронику», но тем не менее отвечают всем блюзовым канонам: в них и гитарные соло, и «живые инструменты», а также интересные тексты. Кстати, о текстах: большая их часть была написана классическим размером стиха, о котором мы уже говорили раньше, а темы текстов широко развернуты и несут в себе не только описание повседневных событий, но и повествуют о конкретных ситуациях, пережитых, либо выдуманных авторами.

Итак, кроме широкого распространения в «европейском блюзе» электроники, особенностей текстов, еще одним нововведением стала его коммерциализация. Это способствовало продвижению блюза на Восток, поэтому необходимо упомянуть и о «восточном блюзе». Победное движение блюза достигло и страны восходящего солнца. Японцы, консервативны в своих музыкальных традициях, однако они сразу восприняли блюз, видоизменив это направление в нечто необычное, непохожее на «архаический» и даже «европейский блюз». Мелодичность произведений японских композиторов поражает воображение, а нежные партии духовых инструментов практически всегда дополнены блестящей импровизацией и богатейшей оркестровой аранжировкой. Я неслучайно затронул Японию, поскольку именно там, особенно в последнее время, великие исполнители блюза и других схожих или «братских» направлений дают наибольшее количество концертов. Это подтверждает то, что японцы, народ с хорошим музыкальным вкусом, никогда не променяют качественную музыку на плохоскроенную бездарную музыкальную пародию. Поэтому развитие блюза в Японии можно считать закономерным.

Влияние блюза на музыкальную культуру в Европе настолько велико, что в каждом произведении в той или иной степени проявляется его главная и неотъемлемая черта – импровизация. Гитарная или фортепианная, бас-гитарная или органная, но она всегда присутствует. Достаточно любопытным является и то, что импровизация в «европейском блюзе» и других видоизменениях «архаического» блюза почти всегда является плодом кропотливой студийной работы, а не секундным полетом фантазии, что присуще американским исполнителям начала века. Существуют определенные «блюзовые ходы», которые интерпретируются и обыгрываются исполнителями, но и они тоже не совсем точно отвечают требованиям импровизации, хотя это вовсе не значит, что «Lazy» группы «Deep Purple» стала хуже звучать или восприниматься нами, не значит это и то, что «King of the beach» Криса Ри потеряла свои блюзовые черты. Может сложиться мнение о культовом тотальном распространении блюза по миру, но это ведь не искусственный процесс. Я уверен, что вдумываясь и анализируя даже свой собственный музыкальный вкус, каждый человек может всегда найти что-то такое, что содержит в себе блюзовые черты. Можно слушать поп-музыку, но при этом восхищаться «Smoke on the water», главное, чтобы это было искренне.

А блюз неискренности не любит.

После каждого взлета, естественно, приходит падение, как со многими стилями музыки, так было с джазом, пришло время - спала мода и на блюз. От нас ушли такие великолепные исполнители, как Джимми Хендрикс, Джим Мориссон, позже – Фрэнк Заппа. Многие из тех, что продолжали играть, больше и больше стали отдавать себя рекламе и становиться, скорее, «музейными экспонатами», нежели живыми людьми, работающими на энтузиазме, а потому к 70-м – 80-м годам блюз уже не был так популярен в Европе (чего нельзя, кстати, сказать о Японии), но стал активно распространяться в России.

Глава 3. Русский Феномен

в предыдущей главе мы рассмотрели эмиграцию блюза как в Европу, так и в Азию, обсудили некоторые причины его распространения и популярности. Настало время поговорить о появлении блюза в России и некоторых событиях, предшествовавших этому.

Для большей части населения СССР 60-е – 70-е годы не принесли каких-либо существенных перемен в жизни. А 70-е годы и вовсе стали «застойными». Это время отличалось выраженным дефицитом импорта музыкальной продукции в страну, вызванного, в частности, активной работой цензуры. Надо сказать, что музыкальная цензура в то время отличалась высочайшим профессионализмом в хорошем смысле этого слова. Цензоры, люди широко эрудированные и прекрасно музыкально образованные, естественно отсекали весь поток, в большинстве своем, низкокачественной западной музыки. С другой стороны, это вызывало нездоровый ажиотаж по поводу творчества иностранных исполнителей на музыкальном рынке Советского Союза.Творчество тогдашних русских исполнителей, в свою очередь, подгонялось под определенные рамки «антипода западного творчества». Музыкальные произведения русских исполнителей того времени отдавали тоталитарно обусловленным веянием излишнего оптимизма.

В СССР был хорошо представлен такой вид музыки, как джаз. Звуковое оформление к фильмам Л.Гайдая, например, всегда отличалось обилием джазовых прогрессий, а звучание – стилизацией под «джемы». Профессионализм русских джазменов был достаточно высок. Без преувеличений их можно назвать лидерами мирового джаза, но «железный занавес», отгородивший СССР от всего мира, не позволил нашим музыкантам в полной мере взойти на олимп славы и увековечить свои имена в списке ведущих джазменов. Дело в том, что именно стремление к звучанию зарубежных исполнителей и подсознательное ориентирование на джаз помогло русским группам создать особый стиль, который лишь косвенно можно было бы отнести к тому или иному музыкальному направлению. Это могло быть одной из предпосылок зарождения «русского блюза».

На мой взгляд, «русский блюз», прежде всего, отличается своей поэтичностью, тонкостью и изяществом. В большинстве своем – это уже не «трехстрочные» тексты, а настоящие стихи, в большей части которых темы настолько разнообразны, что остается лишь удивляться все новым порывам неистощимой фантазии русскоязычных авторов. Так, тексты русского блюза в основном делятся на «Простые», к которым относятся такие сюжеты, как: «тяжелая работа», «неудача в любви», и т.д., и «Рассуждение», где проявляется философская убежденность автора или подчеркивание определенных жизненных событий и попытка сформулировать в стихотворной форме их значение и последствия. Между тем, автор при всем желании не может выразить мысль без использования причастных и деепричастных оборотов, которые автоматически усложняют текст как для исполнения, так и для восприятия слушателем.

Например, хочу привести строки Яна Шелеста («Сутра Короны», 1979г.)

  Начинается век огня и время сеять пятый урожай.
  Ушли те, кто возделывал землю и придут сеятели,
  И придут те, кто будет охранять и лелеять всходы,
  А за ними жнецы: свет будет их серпом.

  Ловящий черную молнию погибнет,
  Не в силах человека в наши дни совладать
  С этой силой.Погибнут и собирающие крохи
Черного сладкого огня.

  Недавно пролетали птицы, три опустилось на землю.
  Сова и голубь – двое, найдите третью, тогда
  Откроются прозрачные источники.

А вот пример простой, но очень хорошей, на мой взгляд, поэзии, – строки из песни В.Казьмина «Меня пристрелят за долги»:

  Меня пристрелят за долги.
  Мои друзья, мои враги.
  Мне этих денег не простят
  И мне теперь дорога в ад

  Я песни пел и жить спешил,
  И перед богом согрешил.
  Всю жизнь хожу не с той ноги,
  Меня пристрелят за долги.

К сожалению, «простая» поэзия может быть не защищена от глупых и бездарных пародий, которые несут в себе лишь желчь и принебрежение как формой, так и содержанием, например:

  Она вылезает на божий свет
  И проклинает мглу.
  Она готова быть ужасом на сотни лет,
  Но ее это тешит вовсю.

Такие строки искусственно притянуты одна к другой, но они все равно не раскрывают нам мысли автора, т. к. каждая из них – это тавтология, не представляющая никакой литературной ценности. Сейчас многие авторы, на мой взгляд, «научились» писать очень хорошие тексты. Возможно, в этом заслуга таких исполнителей как «Умка», Майк (Михаил Науменко), Г. Орданский и группа «Россияне», с одной стороны, и «Аквариум», «Джунгли», немного «Пикник» - с другой. 

В мире существует множество стилей музыки, которые схожи с блюзом, но большинство из них в России прижилось совсем плохо, может, это и к лучшему. Если рассматривать музыку «русских блюзов», то нам представится весьма необычное зрелище: первое, что бросается в глаза, – это насыщенные партии бас-гитары и барабанов. Я не хочу сказать, что такое «жесткое» звучание встречается у всех блюзовых групп нашей необъятной Родины, но большинство предпочитает ритм-секцию гитаре или, чаще, клавишам, хотя на Западе, будь то блюз или рок-н-ролл, фортепиано занимает доминирующее положение в силу своего звучания, которое, кстати, может быть очень разным: от Honky Tonk, свойственного «расхлябанным блюзам» с синкопой, придающей рваное звучание музыке, до Midi Grand – общепринятому стандарту в исполнении рок-н-рольных партий. Вообще фортепиано единственный инструмент, который может называться базовым и универсальным в блюз-группах, а главное, за что блюзмены любят пианино, так это за его задорный звук и неисчерпаемый потенциал импровизации.

Еще одной чертой музыки «русского блюза» стало, на мой взгляд, некоторое пренебрежение губной гармоникой, и совсем не потому, что никто не умеет на ней достойно играть, а просто не наше это… В этом смысле я не хочу подгонять все российские группы под одну гребенку и у всех исполнителей «русского блюза» на губной гармонике прошу прощения. Естественно, во многом на восприятие «русского блюза» российскими слушателями повлияло техническое качество записи. Так, многие записи делались «на коленках», в домашних студиях, не оборудованных ни звукоизолированными помещениями для вокала и ударных, ни качественной звукозаписывающей аппаратурой, а созданные таким «кустарным» способом шедевры раздавались поклонникам неучтенным количеством на «бэушных» кассетах.

Как я уже говорил, «русский блюз» стал выгодно отличаться от любого своего «родственника», будь тот взращен в Америке или в Англии, он стал символом стремления к совершенству. Также «русский блюз» явился своеобразный формой политического протеста, и тут я хотел бы привести строки из книги одного известного Санкт-Петербургского блюзмена 80-х Ю. Морозова:

  Все говорят, что партия зажралась,
  Пьет из народа кровь и тут, и там,
А ведь народ достоин тех хозяев,
  Что заслужил себе он сам.
«Порнографическое время» 1989г.

Итак, в начале семидесятых, когда исполнители смогли сформулировать свое отношение к сложившийся в стране ситуации и выразить его в стихах, накладывая их на интересную, гармоничную музыку, стали появляться такие коллективы, как «The Kids» (сформировавшийся в «Машину времени»), который в начале своей карьеры исполняла песни на английском, подчеркивая некоторый нигилизм. А позже хиты «Машины времени» уже на русском, такие как «Лучше всех играет блюз», «Шанхай блюз», «Пусть мир прогнется под нас» - несли в себе повествование о ситуациях, лишь косвенно имевших отношение к событиям в стране, а «Старые песни» - ритм-энд-блюзовое творение Маргулиса с альбома «Картонные крылья любви», уже несл в себе настольгическую окраску и отчасти сожалело о прошедших временах…

Возможно, «эти времена» не так уж были плохи? Я, например, знаю очень много людей, которые отдали бы годы жизни, чтобы вернуться к прежней стабильности, а бабушки с плакатами «Сталин наш лидер» и песнями типа «Идет война народная» не устают устраивать митинги на станциях метрополитена, но… Когда «Мифы», «Машина времени», «Воскресение», «Аракс», «Круиз», К.Никольский укрепились на эстраде, хотя и продолжали находиться в «черных списках» цензуры, пришла перестройка, сломавшая прежние устои, принесшая все и ничего. Цены на репетиционных точках поднялись до нескольких тысяч в месяц, что было не по карману группам, а потому многие из них развалились, только начиная свое зарождение. В основном это были известные лишь в узких кругах команды, чье творчество заключалось в двух десятках песен, но и они несли в себе огромный творческий потенциал. Те же, что остались на плаву благодаря связям, либо средствам ,продолжали играть и радовать сердца фанатов новыми и новыми творениями. Например, всем известная «Умка», которая не склонилась перед жизненными передрягами и продолжала работу - в начале 90-х записала практически все свои песни, старые и новые, за несколько дней. Тогда, в начале девяностых, поднялась вторая волна «русского блюза». Появились такие исполнители, как «Чиж и Ко», игравшие «тяжелый блюз», более близкий к блюз-року. Романтически настроенные, они несли оптимизм в сердца своих поклонников, стараясь приободрить их. К сожалению, как показывает время, ничего особенно в стране не поменялось, только изменилось выражение лиц, а советский строй как был, так и остался в наших сердцах.

Если задать вопрос, почему же почти все блюзы несут в себе «унылые», под час грустные сюжеты, можно придумать, предположить, например, что блюз – это грусть, а потому исполнять и сочинять его надо, отдавая дань уважения традициям, но дело не в этом. Просто в нас настолько ужилась бедность и суровость реальной жизни, что мы уже не можем по-другому. Блюз – это уже наша почти «родная» музыка. А, может, просто быть менее озлобленными? Позабыть все прежние неудачи и не ориентироваться на опыт жизни, приобретенный в несуществующем государстве, сочинять веселые, жизнерадостные блюзы, раз уж и так «русский блюз» - это феномен?

Может, и жизнь тогда изменится к лучшему, и удача повернет к нам свое лицо? И родится оптимистический «русский блюз». Хотя, кто знает…

источник: http://www.jazzzz.ru/misety_bluz/
 

Замечательная статья, в чем

Замечательная статья, в чем мне и симпатичен блюз, так это  искренности, он не наигран, в нем нет наигранной радости поп-музыки или диско (хотя против диско я ничего не имею), пафоса хэви, вообще нам нехватат искренности, увы.