ПЕРВЫЙ ПОРТАЛ O РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛЮЗЕ

А. Бобков: Снова о блюзе (еретические заметки)

После моей первой публикации на портале, я понял из обратной связи, что требуется написать некое продолжение; что, возможно, какие-то мои намёки нуждаются в более развёрнутом изложении… Так появилась идея написать данное творение…
Хочу, чтобы сразу всем всё было понятно: у меня нет полной ясности относительно блюза, нет абсолютной и непоколебимой уверенности в истинности того, о чём я буду писать ниже. Скорее всего, я в чём-то ошибаюсь. Поэтому я был бы признателен всем, кто откликнется на это послание и поможет навести ясность в том сумбуре, который я сейчас представлю на всеобщее (надеюсь, благосклонное) обозрение.
Я – блюзмен. Это то, с чем мне приходится смириться. То, что гложет меня и не даёт мне покоя. Не вижу в этом ни единого повода для гордости или позёрства (в отличие от многих встречавшихся мне братьев по цеху). Блюзмены довольно часто поют о своём блюзменстве – тем самым делая его предметом размышления – это довольно необычно, т.к. вряд ли кто-то сможет привести хоть сколько-нибудь сопоставимое количество цитат от представителей других музыкальных жанров, в которых их представители пытаются ответить на вопрос: «Кто же мы такие? Каково это – быть нами?». Это – всего лишь одна из многих загадок блюза, одна из действительных его отличительных особенностей (а не «догма» в смысле шаффла, пентатоники, 12, 8, 16-ти тактовой структуры и т.п. о чём было сказано в предыдущей публикации).
Действительно, если обратиться к «архаическому», а по сути – к настоящему блюзу, то уже там, у Роберта Джонсона, у Томми Джонсона, Скипа Джеймса и других можно явственно увидеть, что они поют не только о сюжетах из жизни, не только о своих переживаниях, но и о самом блюзе. Это было бы забавно, если бы не было правдой… Они действительно пытались выразить в словах, что же именно такое они словили (или что словило их…), пережили, почувствовали на собственной шкуре… Но, когда пытаешься выразить это в словах, то очень многое при этом теряется, и тогда ты пробуешь это снова и снова, на разные лады…
Но значит ли это, что блюз у каждого свой? И - да, и – нет. Да – потому что каждый не похож на другого. Нет – потому, что есть чувство узнавания своего, когда понимаешь, что «да этот парень обо мне поёт! Это же то, что у меня внутри!».
И вот теперь я скажу то, что для кого-то прозвучит как ересь: блюзмены сами не знают, что такое блюз. То есть не имеют для этого адекватного языка описания, терминологического аппарата, если угодно. Именно это побуждало и побуждает их снова и снова говорить «у меня был блюз вчера», «я проснулся утром – блюз снова у моей кровати», «заберите от меня этот блюз» и т.п. Блюзмены именно чувствуют его, что и позволяет им заявлять «Я – блюз» (В. Диксон). А выразить своё чувство в понятиях не могут: почитайте определения блюза из уст самих блюзменов – сплошь метафоры, аллегории и парадоксы. И это – нормально, как и для всякого глубокого и самобытного явления.
… Ну что же, пора немного поразвлечься, если никто не против. Не слышу голосов возражения, поэтому…
Вот представьте себе рокера (понимаю, что задачка не из лёгких – как же совместить Сплин с Radiohead или даже Rainbow? Но – уж как-нибудь…). А теперь представьте, как он поёт: «Заберите от меня этот рок!!!!!!!!!!!!» Своеобразные ощущения, не так ли? А теперь представьте, что вы – панк («Как этот панк меня достал, детка, я от него устал!»); или кантри-мэн («Я – кантри!!!»). А теперь – хит сезона: представьте себе рок-н-ролльщика, который просыпается с утра и видит, что рок-н-ролл лежит с ним на одной кровати… Прикольно ведь, правда?
А вот, когда так поют блюзмены – это ни фига не прикольно и совсем не забавно. Потому что это имеет смысл, потому что за этим стоит что-то реальное (не в обиду представителям других музыкальных направлений, особенно, - вышеупомянутых), даже, в каком-то смысле, трагичное.
А что же сказать о тех, кто железобетонно знает, что такое блюз, кто может дать его строгое определение? Ну, если они не Мессии, то, скорее всего – просто исполнители, ведь действительно можно, и очень профессионально исполнять блюз, не преисполнившись им… Бог им судья, а настоящие блюзмены – совсем не обязательно музыканты… Похоже, я опять сказал какую-то ересь…
Я поясню, что имею ввиду: если блюз – больше чем музыка, то и выражаться он может не только в музыке. Это исходная была. Если кто-то блюз только музыкой считает, то тут и говорить больше не о чем, а вот если кто-то согласен со мной, что блюз – это мировосприятие, мироощущение, способ жизни, то тогда получается, что вполне возможны блюзовые писатели, режиссёры, художники и т.д. Для меня лично одними из самых блюзовых произведений являются «Моби Дик» Мелвилла, «Старик и море» Хемингуэя, «Зимовье на Студёной» Мамина-Сибиряка… Не считаю себя великим знатоком литературы, но именно в этих произведениях я почувствовал то узнавание, о котором писал выше… Возможно, братья и сёстры укажут ещё какие-то блюзовые произведения, возможно, более блюзовые. Моя же задача была – показать, что блюз – это не только музыка, не смотря на то, что мы его – блюз – знаем изначально именно как музыку (но что мешает предположить, что блюз, как мировосприятие древнее и территориально распространённее, нежели музыкальная форма его наиболее адекватно выразившая и термин его обозначивший? Но тут мы рискуем выпасть за рамки статьи, а я лично рискую быть сожжённым и четвертованным за провокационные разговоры! Поэтому сделаем вид, что я оговорился).
...Ну, если, конечно, привести меня в хорошую компанию, накормить и напоить хорошенько, а потом изобразить пристальное внимание, то я до утра ещё и не такое смогу наворотить!!!
А если серьезно, то, если мы действительно хотим понимать, что мы делаем – я имею ввиду братьев и сестёр по блюзу – то нам необходимо очень продуманно и прочувствованно подходить к тому, что мы делаем. Это – если, конечно, нас не устраивает «ксероксно-копировальный подход», который мне лично не близок. А посему давайте держать наши мозги и сердца максимально распахнутыми и не бояться тому необычному, что нам при этом откроется в уже привычном, казалось бы явлении, каковым стал для нас блюз!
Я очень хотел бы встретить людей с которыми можно свободно обсуждать свои идеи, не боясь быть обвинённым в ереси, ведь, если вспомнить историю, то и христианство в своё время было всего лишь ересью внутри иудаизма…
А в качестве затравки для дальнейших обсуждений, хочу предложить вам, уважаемые братья и сёстры свой Блюзовый Манифест, который в своё время написал сам для себя с целью лучше осознать то, что я чувствую. Надеюсь, что он послужит исходным посылом к обсуждению, а не станет ещё одним вариантом догмы.

Блюзовый манифест
1. Блюз – духовная музыка.
a. По происхождению. По исходному посылу.
2. Блюз – покаянная музыка.
a. Со стёбом. С надрывом. С иронией. С самоиронией.
3. Блюз – стиль жизни и мировосприятия.
a. Блюзмен – на тонкой грани между Добром и Злом, эйфорией и отчаянием. Срывается в обе стороны.
4. Блюз – разный.
a. По стилям. По темам. По пониманию других людей.
b. Границ нет – есть горизонты
5. Блюз – русская музыка.
a. У нас есть ситуация, порождающая блюз
b. У американцев и европейцев – нет. Они утратили право играть блюз, т.к. опопсили его.
6. Блюз – честная музыка.
a. Даже ,если я пою о том, чего у меня не было, я проживаю это, как свою жизнь
b. В каждой песне есть что-то от меня
c. В каждой ноте я показываю то, кто я есть
7. Блюз – народная музыка.
a. Блюз призошёл из народа. Блюз исполняется народом. Блюз говорит о том, что близко народу.
b. Мы поём для народа. Говорим простым языком. Поём о простых вещах. Но, как и всякая истинно народная музыка, при всей её простоте, блюз – не примитивен.

Очень интересно! Просто...И

Очень интересно! Просто...И не примитивно!

Спасибо за благожелательное

Спасибо за благожелательное мнение!

Очень хорошая статья, и

Очень хорошая статья, и манифест тоже...Автору респект...Единственное, просьба ко всем...Народ, давайте только без радикализма...А то можно в такие дебри залезть, хоть "АУ" кричи, никто не услышит...

Спасибо за

Спасибо за отзыв!

Интересно, что вы считаете радикализмом в данной статье?

В статье, пока, нет никакого

В статье, пока, нет никакого радикализма...Радикализм может появиться в момент идентификации - "свой-чужой"...И в место сообщества, появиться секта закрытого типа...И уйдет русблюз, как старообрядцы Лыковы, в глухую тайгу...

Кстати, Валера, у меня

Кстати, Валера, у меня вопрос: если ты считаешь, что радикализм так тесно связан с идентификацией, то как же появится сообщество, если оно не будет идентифицировать себя? И как другие люди узнают, что оно есть, если не будет внешних идентификационных признаков?

Когда я думал об этом, то мне показалось, что следует различать радикализм, как чётко очерченную точку зрения (например, "это есть такое-то") и догматизм, как не достаточно аргументированная, но эмоционально сильная приверженность какой-либо точке зрения.

Тогда получается, что в радикализме ничего плохого нет, как считаешь?=)))

С одной стороны блюзовая

С одной стороны блюзовая культура уже существует и русскому блюзу туда нужно просто вписаться, а с другой стороны - где они, эти четко обозначенные границы ? Если взять архаичный блюз и современный блюз, между ними пропасть...Больше того, эти самые гипотетические границы постоянно раздвигаются...А если взять русский блюз, тут вообще все размыто...Нет еще сформировавшегося ядра, которое сможет помочь в этой самой идентификации...Все на стадии становления...Мы стоим у истоков - тк. скть....Очень ответственный момент...Поэтому, на мой взгляд, и догматизм, и радикализм в нашей ситуации несколько не уместны...Я уже говорил на эту тему...Кто на себя возьмет ответсвенность в плане идентификации ?..А вдруг тот, кого отвергнут, по прошествии времени окажется гениальным блюзменом ?...Такое случается сплошь и рядом...Вспомним хотя бы историю Джона Кембела...И вспомним Гитлера, который написал свой манифест "Майн кампф" и сжег потом пол мира...Все ходил черепа измерял...

Ну, не согласен я в том, что

Ну, не согласен я в том, что между архаическим и "совресенным" блюзом пропасть! Блюз остаётся собой (кстати, согласен, что горизонты расширяются). Другое дело, что "современный" блюз более секуляризованный, обезбоженный, чтоли... Это, к сожалению, так.

А насчёт того, что надо "формировать ядро" русского блюза, - так это и есть, по-моему цель данного движения, данного портала, наша с тобой, в конце концов.... Как это сделать? Тоже довольно несложно: делиться тем, что открыто каждому из нас. Именно таким образом; в ходе обсуждений, встреч, экспериментов и сформируется это самоя ядро. И это - наша общая ответственность!

Кстати, народ, как насчёт собраться, обсудить планы на год грядущий, поджемовать?

Народ у нас не охочь до

Народ у нас не охочь до обсуждений и тяжол на подъем...smiley В общем настоящие челябинские мужики...cheeky

Похоже на то... Но, надеюсь,

Похоже на то... Но, надеюсь, что энтузиасты найдутся! =)

 

Пункт 5 не согласен! 5.

аватар: ТК - BluesEnclave

Пункт 5 не согласен!

5. Блюз – музыка космополитичная.
a. У нас есть ситуация, порождающая блюз - нам есть в чем каяться
b. У американцев и европейцев – тоже. Им тоже есть в чем каяться
с. Дать право или отобрать право играть блюз может Бог (см. п 1)

Согласен, что блюз, как

Согласен, что блюз, как музыка, принадлежит всем. Просто для меня лично, как носителя определённой культуры, блюз всё-таки преломляется через неё... именно поэтому п.5 именно такой. А про утерю права - уж так понимаю =)

А про то, что каяться всем есть в чём - верно! Правда, блюз, не единственный покаянный жанр. Хотя покаянные мотивы в нём довольно сильны. Кстати, братья и сёстры, обратите внимание на то, что в современном блюзе (ковера не рассматриваем) покаянные тона встречаются всё реже и реже... С моей точки зрения это - грустная тенденция=(

я валяюсь: русблюз однажды

аватар: plaksa

я валяюсь: русблюз однажды стал тоталитарной сектой... indecision

Да не будет такого,

Да не будет такого, Иван!

Хватит с нас тоталитарщины...