ПЕРВЫЙ ПОРТАЛ O РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛЮЗЕ

Мистерия Блюза, 31 октября 2009

Досада и разочарование – вот какие два чувства владели мной на протяжении всего мероприятия. И лишь в самом-самом финале я обрёл Радость - то, ради чего, собственно говоря, и приволокся из провинции в город Лужква, т.е. в столицу.

Поделюсь впечатлениями – ни как менеджер, ни как музыкант – как рядовой зритель.
Во первых строках, конечно, хочу принести благодарность организаторам – они проделали кропотливую, титаническую работу. И сам факт проведения блюзового фестиваля под эгидой Комитета по культуре и Администрации ЮЗАО – есть уже само по себе практически чудо.
Однако неприятно вот что - с самого начала фест задумывался как Фестиваль русскоязычного блюза. И вот – по ходу концепция меняется, в плэй-лист включаются ряд вышедших в тираж старых пердунов, достаточно намозоливших всем глаза и уши за последние сорок лет + пара реально неформатных коллективов. Объяснений всему этому я вижу только одно - видимо, тщеславие, личные амбиции. Система, предпочитает не рисковать ни капельки даже на музыкальном направлении… Дожили. Ну, да Бог им судья – все коллективы были и так безмерно благодарны возможности выступить на публике.
Главное: блюзовый фест состоялся, пишу, чего не понравилось, и чего было зашибись.

Организаторы переиграли формат фестиваля – и вместо праздника, смотра новых молодых коллективов, фест превратился в рядовое, рутинное мероприятие «для галочки», приглаженное и официозное, с обязательным участием «обезьянок», московского блюзового истэблишмента. Свободой и отвязанностью, которая царит на европейских фестивалях, или скажем на том же Efes Pilzner Blues, в к/з Оркестрион и не пахло. Ну ладно, пива в буфете не было – мужики на зрительных рядах и так поддавали нормально коньячку из горла. Народ стыл в креслах, потанцевать негде – правда, по ходу выяснилось, шо и нэ трэба. Ей-Богу, прямо торжественный концерт, посвященный XIX съезду ВЛКСМ, с вручением почётных грамот и пионэрскими речёвками. Я теперь понимаю, почему The Bible, Blues Enclave, (да и Женя Маргулис) отказались принимать участие в этой муйне. Ребята честны перед самими собой, перед блюзом. Публика публикой, дело наживное, а вот работать непонятно зачем - дело вкуса .

Николай Арутюнов, заслужанный какбэ мэтр, перед открытием феста провёл двухчасовую репетицию! Голод, голод реальный у Арутюнова – по ушам, по вниманию зрительскому. Ни за что, конечно, не сознается – ну, дык, а тады почто три часа на сцене маячил? Больше того – посадил свою бабу звуком рулить, девка ручечки крутила-крутила, усё посбивала нах, в результате и гитару Арутюнову убила, и вокал заглушила… а и по фиг!! По фиг блюз-то – главное оттопыриццо, вот мол я ! здеся! Я – звезда, блин!! Ни один блюзовый фест без меня – ни-ни…..эх… жалко парня.

Боря Булкин порадовал, конешна – ибо личность, бесспорно, выдающаяся, Big Muzykant, что там говорить, состоятельная гитарная техника, вокал, антураж и всё-такое… Булкин – украшение и важная часть любой блюзовой тусовки, тем более и музыка, и кондиции удачно вписываются в обывательские стереотипы о блюзменах. Ну, что ж – мой поклон Борису, в его программе прозвучали русскоязычные блюзы! Да, чуть не забыл, ещё низкий поклон – Петровичу, за то, что классный харпер, а главное, за то, что не выёбывался.

Ещё один зашитый бронтозавр эпохи – Алексей White Белов. Уж так был рад, так был рад – что не забывают, что куды-то ещё приглошивают… И вот уже сорок лет всё жуёт унылое амно - сплошь пятидесятилетней давности англоязычные хиты. Видно было, что Уайт дорвался до сцены – вместо договорённых 45 минут, урча и попукивая, запускал свои вялые, затупленные когти в шерсть достопочтенной публики аж час сорок минут (я смотрел на часы, сначала с удивлением, потом с яростью), настойчиво при этом рекламируя свово отпрыска – индуистской наружности клавишника.
Уайт меня устал.

Поудивляло включение в плей-лист неформатных коллективов….Вот Plumbum Dreams. Трибьюты Led Zeppelin. Со всем моим уважением….но при чём тут блюз?? в репертуаре цеппелинов были мощные блюзовые вещи, ага, ну с какого уда совать каверщиков (пусть и высококлассных!) в программу русского блюзового фестиваля?

Или вот другой коллектив – Blues Road. О! Слово «блюз» таки есть в названии – что ж, давайте теперь тянуть муде к бороде? Кстати, весьма зрелый, сыгранный коллектив. Фронтмен с вокальными данными юного Гиллана или Планта, с хорошей пластикой и с безусловной харизмой – но! Но! Парни, вы же играет чистый хард-рок, ну какого, ну какого уя сунулись на блюзовый фест?? Засветиццо хоццо. Понимаю.


В результате всего этого выжёвывания засохших блюзовых опусов и музыкальной пересортицы публика зело заскучала и на пятом часу затянувшегося феста потянулась к выходу – надравшиеся принесённым мужчинки, неохваченные мужским вниманием дамы… Программа сдвинулась аж на час сорок пять минут ( и это «фе!» в адрес организаторов), нудный Уайт собрал как бы все сливки – и отвалил… Отфильтровались самые стойкие – И НЕ ПОЖАЛЕЛИ!

В зале осталось совсем немного публики – но зато сконденсировалась аура правильного блюзового клуба. Первой звёздочкой, пронзившей лучиками затхлую атмосферу Оркестриона, стало выступление Вячеслава Капорина, группа «Бабушкины Сказки». Я знаю, Слава – православный русский музыкант. Он говорил о Любви и Прощении – и задал очень правильную ноту. Такой нравственный музыкальный камертон. Это очень важно для блюза. У Капорина филигранная техника, красивый вокал, яркий стиль, оригинальные темы песен. Православная проповедь, поданная с хорошим драйвом и стилистически отточенными гитарными партиями. В душе моей с выступлением «Бабушкиных сказок» затеплился огонёк.


Тем временем в зале немногие выжившие из публики ждали нового глотка кислорода – и реаниматоры в лице группы «Юкон» пришли. Андрей Евдокимов,журналист с «Эха Москвы», заикаясь, косноязычно пробубнил содержание статьи из Википедии, «представляя» публике сей коллектив, при этом перевирая имена и ударения… с географией (или с профессионализмом) у Евдокимова туго… троечник он, надо было Сергея Шустицкого на конферанс звать, как планировалось… однако журналисты наверное стоють дешевле.


Парни из «Юкона» отработали свои тридцать минут на такое мощное «ура» - я, блин, ожил. И не только я. Проснулись звукорежиссёры, забегали камераманы, зашевелились операторы….
«Юкон», полагаю, в первый раз за своею карьеру выступали с ОЧЕНЬ ХОРОШИМ саундом, когда басист (представляете?) имеет возможность нормально слышать и барабанщика, и гитару, и вокалиста – сие приятное обстоятельство неожиданно продемонстрировало гигантский потенциал команды. Парни раскочегарили зал до очень высокого градуса. Парочка рок-н-роллов, пара сочных блюз-роковых композиции в стиле AC/DC, убойные риффы, оригинальные тексты - зал воспрянул. Спасибо, мужики. Мы вас любим!

Вдохновляющее выступление новой для меня команды Lofty*s Band. Я их увидел в первый раз на этом фестивале – а за этим-то я и приезжал! Сергей Борисов, колоритный седовласый дядька, на акустике, в окружении отвязных пацанов. Хриплый, пронзительный вокал, очень любопытные темы, сыроватая, правда, ритм-группа – но в целом свежий, оригинальный, перспективный коллектив, красиво и убедительно вкладывающий свои золотые кирпичи в Крепость Русского блюза. Парни, спасибо, вы реально порадовали! Не пропадайте!

Ну вот-с, мы подошли совсем-совсем к финалу. Звукачи принялись уже было вытаскивать из гнёзд свои джеки, как на сцену невероятным административным усилием (та на фиг они нужны? караул устал…) были пропихнуты Madera Hard Blues



Это блюзовая команда из Минска, з братской Беларуси (www.maderahardblues.ru). Они были включены в программу ишшо в августе - но их как-то никто не ждал (сюрпрайз, организаторы). А ведь парни ехали аж 12 часов из Минска, ради такого случая, да на своей кобыле. Итак: Мадера Хард Блюз вышли на отъюзанную сцену и …

Их выступление стало компенсацией долгих часов, потерянных мною в скучном хавании англоязычной соломы.

Юрий Михайлов, лидер группы, фронтмен, вокалист, композитор, автор музыки и стихов. Он, он держит внимание. Тощий, нескладный, с сияющей лысиной – именно он показал оплывшим москвичам, что такое РУССКИЙ БЛЮЗ. ЭТО - не описать, это надо слышать и видеть. Потому что Юре по хер публика, по хер бабло – он живёт на сцене особой жизнью, блюз – его кровь и пища, его воздух и лимфа. Гитара заменяет ему ложку, жену и кошелёк. Гитара ему никакой не инструмент, блин, музыкальный, Юра с ней общается, как с женщиной – гладит, ласкает, строит, бьет, насилует, утешает, юзает о стойку микрофона… Михайлов и публику-то не видит, он во время игры в астральный мир улетает, на лице его и мимика какая-то отрешённая, будто он реально в трансе… В общем, улёт… А энергетика такая от мужика лупит - весь зал, отупевший от десятичасового сиденья колыхаться начал, как камыш при шторме. Звукачи головами мотают, ногами притоптывают, видеооператоры танцуют… Зрители выли просто – ибо вставило!



НИКТО - ни в Белоруссии, ни в России ТАК блюз не играет. Ритм-группа у Мадеры – конфетка, мечта. Андрей на шестиструнной бас-гитаре, Виталик, драммер – компактный, собранный, весь в татуировках – они семь лет с Михайловым, с полукивка, с полувзгляда его чувствуют, такой кровоток блюзовый гонят! И вот – полуфальшивый фестиваль, с дутыми звёздами, с откатами и организационными заморочками – вся эта муйня таки стоила получасового полуночного выступления Madera Hard Blues. И я не пожалел, что приехал. Ибо нет ничего приятнее, чем находить жемчужные зёрна истинного блюза в куче музыкального навоза.

Вованъ, 1 ноября 2009

ФОТО:Ефремов Олег

Это ты, Вован, мощно

Это ты, Вован, мощно задвинул... Внушает..) Однако же -весьма и весьма спорно! Не так уж все тускло было. Без так нелюбимых тобой "звезд" это фест был вряд ли возможен вообще. А так -пожалуйста!
Вообще-то ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ В РОССИИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ БЛЮЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ С УЧАСТИЕМ РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛЮЗОВЫХ КОМАНД !!!
И одно только это заслуживает восхищения.
Большое спасибо Володе Баскакову!

про фестиваль

Мила говорит: " Я тоже готовлю свое фестивальное обозрение, но настрой у меня совсем другой, но я с интересом и уважением ( как всегда) прочла твое "злобное эссе" проффессионала по блюзу и журналистике ... Я, конечно, понимаю, Вован, что с твоей точки зрения я отношусь к разряду домохозяек относительно блюза..., ну, я и расскажу о фестивале с их точки зрения. Тем более, что они, мои любимые простые слушатели, не обремененные блюзовой лихорадкой, все очень даже правильно поняли: и зачем позвали "стариков" петь свои английские кавера, и как приятна на их фоне слуху русская речь в обрамлении блюзовых аккордов, и кто, как и о чем пел, и с каким настроением, а самое главное - все они поняли, и я тоже , что 31 октября все-таки, несмотря и на что, был ПРАЗДНИК русскоязычного блюза, а все остальное выпадет в осадок( хотя признаюсь, до фестиваля во время этой подготовительной гонки и меняющихся афиш, я была критически настроена и раздражена этой суетой)."
ВАлера говорит:"Вов, довольно странная и предвзятая рецензия , и выборочная хронология событий... И вообще - о-ччень субъективная подача материала!С некоторыми вещами я согласен. В частности, группа "BLUES ROADS" была совсем не в тему, Вайт действительно сожрал много времени, а капризный Арутюнов действительно долго настраивался и испортил звук следующей за ним команде. Но во всем остальном мероприятие было достаточно удачно организовано. И прав Роман, что надо отдать должное тому, что это был первый официальный фестиваль с участием РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГРУПП. И вручались нам не грамоты, а ДИПЛОМЫ за личный вклад за развитие блюза в России. Конечно, сейчас отвыкли о такого способа поощрения,все МАНИ-МАНИ-МАНИ, но мне было приятно получить этот почетный документ.Хочу отдать должное Вове Баскакову, который с таким микроскопическим бюджетом умудрился забабахать такое значимое мероприятие и собрать всех нас. И даже пропихнуть "вне плана" команду из Белоруссии "Мадера Хард Блюз" (действительно отличная команда)."

про фестиваль

Хочу отдельно добавить по поводу Андрея Евдокимова...Володь, у человека случилась беда,которая постигает мужчин в таком возрасте очень часто...Человеку сейчас плохо, он с трудом разговаривает, тяжело двигается...Не дай Бог, кого коснется такое несчастье...Ты же по нему, как катком проехал...Он, кстати, предложил поучаствовать в качестве ведущего абсолютно бесплатно...Сергей Шустицкий - личность, конечно, заслуженная, но Андрей Евдокимов - это человек от блюза, и знаток в своей области...И можно было бы проявить хотя бы каплю уважения к нему и его заслугам перед блюзом...Знаешь, недуг пройдет, а человек останется...Как ты ему потом в глаза смотреть будешь?

Что тебе, Валер, дружище,

аватар: Vovan

Что тебе, Валер, дружище, ответить? Про Андрея скажу - с превеликом наслаждением когда-то слушал его программу "Весь этот блюз" - единственную в эфире. Понимаю и ценю его вклад. Но на фестивале - объективно - видимо, был "не день Бэкхема", и тот случай, когда "услужливый дурак (инвалид) страшнее врага". Да, я злой на язык(хорошие учителя были). И поэтому слушаю блюз. Блюз - это правда. И велит называть вещи своими именами.

про фестиваль

Осознанно, или не осознанно, но человек своих учителей сам выбирает...Мои учителя меня учили, что человеком нужно оставаться в любой ситуации...Писать зло, конечно, дело хорошее...Писать объективно, не поддаваясь эмоциям - гораздо сложнее...Усилий больше нужно...Это из моих личных наблюдений...Что есть правда? Логическая цепь из свершившихся фактов...Умалчивая одни факты и выпячивая другие, мы можем получить совершенно извращенную картину мира...Не официальная древняя история и современная история знает массу тому примеров...Я думаю ты в курсе...Уберечься от этого, на мой взгляд, можно только будучи объективным и человечным...Другого рецепта у меня нет...А блюз слушают все, и правдолюбцы и лгуны...Блюз велик, и каждый для себя там что-то находит...

а Валера, пожалуй,

а Валера, пожалуй, прав!
Злоба - плохой советчик.
Вован, надо подумать -кто же тебе советчик.
Но я не настаиваю, я советую....

...и ещё замечу, раз уж вы

аватар: Vovan

...и ещё замечу, раз уж вы меня укоряете нетерпимостью, что всё относительно. Навязанное Добро есть Зло, не так ли? Стало быть, талантливый Вайт, потчевавший всех аффигительнай музыкай час сверх положенного - есть Совершенный Злодей.А? Я зафиксировал сей факт, хлёстко, иронично, ибо я - не доктор. Я боль.

"Мистерия Блюза". 31 октября 2009г.

аватар: dickeymed

Прочитал рецензию с удовольствием! Люблю злые и откровенные статьи, без оглядки на чины и награды! Я бы тоже разозлился, если бы был вынужден 4 часа слушать, осточертевшие за 15 лет, кавера - на Первом В Мире Фестивале Русскоязычного Блюза. Весело, как будто сам там побывал! "Слышал" звук, и даже чувствовал "запах" зала. До боли знакомая атмосфера. Похоже, всё именно так и было:))) Спасибо Vovan! Спасибо, что всё-таки сделали этот фестиваль, и вижу,- останавливаться вы не намерены! Ура!

BLUES.RU

...Похоже -Вован разворошил-таки улей:
http://blues.ru/forum/topic4322
вобщем -любопытно, но грустно..

...Похоже -Вован разворошил-таки улей:

аватар: dickeymed

Мне кажется, уважаемые участники обсуждения чрезмерно увлеклись моральным (аморальным:) аспектом статьи Vovana, забыв о собственно фестивале. Братцы, автор ведь не выступил на собрании парт-актива с требованием не допускать г.г. А, В, С, до причастия, и вообще не пускать их впредь дальше притвора! Он не описывает личных качеств г.г. А, В, С, не рассказывает нам что А - бьёт жену сапогом, В - даёт деньги в рост, а С - пьёт запоем, и уже год не был у исповеди! Он описывает медийные персонажи шоу-бизнеса, роли,- а не актёров, имиджи,- а не людей! Конечно, люди отражаются в имиджах, но можно, послушав автора нашумевшей статьи, попытаться чуть подправить свой имидж, зная Как он отражается в глазах критиков. Таковы правила игры. Ведь это игра? Никто не обещал по контракту только Хвалебных Статей в прессе, и Вечной Жизни в искусстве. А человек,- ну это уж не наше собачье дело! Наше дело,- "Зри в себя, Антоние, и так спасёшься." Так что может напишете нам чё-нить о музыке блюз? Так же живо, задорно, и весело! :)

посмотрел я отчет о фестивале

аватар: plaksa

посмотрел я отчет о фестивале на сайте rusbluesfest.ru и хочу сказать, что в целом зачетно, но ничем по-сути не оличается от фестов проводимых тем же андрюхой лукашем. короче солянка как солянка и всё.
хочу бросить свой камень. - сам я там не был, но скажу на основе публикаций баскакова и вована. полагаю они вцелом отражает суть происходящего. тем более всех кто там был я знаю лично или по творчеству (кроме свинцовых клоунов и блюз роад), и понятно чего от них ждать.
собственно плюмбум дримс - отстой. играют они более чем средне. а вот тёла поет хорошо! могла бы петь как джоплин, если бы знала кто это такая...
арутюнов... ну братцы, ну он классный вокалист. профессионал. но пустой внутри. и поэтому всё остальное теряет смысл. на самом деле он просто клоун и больше ничего. вот например выступление в москве с фарлоу. может кто помнит: http://www.youtube.com/watch?v=z6Ox9xz-mKY
этот опус показывает на сколько человек круто поёт, и насколько он дешевый с изнанки. а мог бы стать большим.
товарищ булкин расстроил и огорчил. вообще, он хороший музыкант. техничный и знает блюз. но я никогда (даже в юности) не мог прослушать его больше двух-трех песен. иногда придешь в клуб, а тут вот и булкин. еще со входа, слышно. и думаешь: о! приятно проведу вечер, послушаю блюз! и вот проходит минут пятнадцать, и до боли почувствую - пора мне идти домой... и так всякий раз. статичный дядя.
соленые орешки - реально крутая группа. советую всем послушать! кое-что есть на http://www.myspace.com/saltpeanutz очень-очень-очень круто играют и очень-очень-очень круто поёт тёлка! вот это и есть европейский уровень. живая красивая музыка. и живьем они всегда звучат здорово.
отдельно хочу сказать о вайте. я не знаю чем он так не угодил вовану :) короче - всем кто пытается играть блюз стоит послушать эту группу. человек знает что делать и любит это делать. тут и умная гитара, тут и фирменная ритм-секция. тут и шаффл такой каким он должен быть... а клавишник - просто супер. чувак явно профи и явно много снимал правильной музыки. причем смотрит в сторону черных - местами даже слышится отис спанн. дядя вайт хорош. тоже уровень - европа-америка. собственно, это конечно не идеал, - для штатов это бар-стандарт. и в европе им точно не начистят лица на выходе. так что...

а теперь ребята, я скажу что думаю об оставшихся коллективах...
ну, про блюз роадс сказать мне абсолютно нечего. разве что при чем тут блюз - не понятно.
лофтис бенд - ну... тоскуют дятьки по молодости. и слушают шансон вместо блюза. оно и выходит. но ничего так в своем роде. музыка строго для категории - после полтоса. когда мужчина размышляет о былом в преддверии старости. без обид мужики.
я люблю группу дьюти фри за то, что это безупречный образец захолустного американского блюз-рока. всякий раз, когда я вижу их выступления, я словно нахожусь в кино. у валеры четкий образ маньяка-дальнобойщика, который в свободное от жестких поступков время играет в прокуренных придорожных кабаках луизианы крепкий блюз-рок. наверное это самая стильная русблюзовая группа в своём роде.
бабушкин сказочник - молодец. у дяди нету проблем с вокалом, он прилично рубит на палке и т.д. но слишком, простите, косит под дядю юру. что в принципе не зазорно. а может быть они братья? :) не могу не сказать о показном православии. на мой взгляд - фарисейство это. я знаю людей придумавших майки "православие или смерть", и всё что с ними связано. и мне они подарили такую майку. надо ли говорить, что я ее никогда не надену? могу сказать, но не стану, где в писании есть места, которым противоречит такая майка. ладно - не моё это дело. музыка в своём классе зачотная. наш человек. это главное.
про группу юкон сказано очень много, и ничего нового сказать нельзя. можно было бы лучше. движения нет. можно сказать, что всё держится на романе. он четкий и тупой (в самом лучшем понимании этого слова - не обидном) басист. энергично вваливат без продыху. это приятно. я бы хотел чтобы он был активнее в группе - мог бы играть соляки и делать какие-то свои маленькие шоу. тогда был бы в группе совсем другой резон. но рома - скромняга, каких поискать. поэтому можно надеяться только на чудо.
горячая мадера - это бренд. но ваще никак не звучат в записях. дядей можно слушать только живьём. жалко что все они сильно состарились внутри. тянут лямку, видно им тяжело. слышна усталость и разочарование в жизни, что могло бы зазвучать, если бы они об этом начали играть.
дорогу на миссисиппи я оставил напотом, чтобы потрепать дяде володе (баскакову) нервы :) думаю никто никогда не умалит его организационные заслуги. дядя - молоток. однако нет ни одного человека, который сказал бы в пользу него что-то очень хорошее. факт. но это нормально, особенно учитывая то, что сам он поступает так-же в отношении всех, включая описанных выше "звезд" :)). однозначно человек много врёт, страстно хочет раскрутиться и страдает завышенной самооценкой. но и в этом нет преступления - все мы так или иначе болеем тем-же. просто зачем, ну зачем, дядь, орать везде и всюду о том, что дорога на миссисипи - это очень хорошая, нет - лучшая блюзовая группа, если это совершенно не так?! ладно, - тоже ведь личное дело каждого... однозначно, лучше бы он играл рок. как музыка, так и тексты - чисто роковые. чтобы дорога на миссисиппи стала звездой - нужно сместить приоритеты и начать работать в формате нашего радио. вот это будет нормально. только вот русский рок сейчас примерно в такой же жопе как русский блюз. все мои знакомые из него, жалуются на то, что нет былого респекта, залы не собираются и т.п. прям как у нас, правда? :) вобщем, дяде вове нужно стать проще, честнее, начать с уважением относиться к людям, которые ничуть не хуже, а как правило даже лучше его. и тогда, возможно люди станут обсуждать его музыку (которая наконец появится), а не его ничем не приметную фигуру. не держу я на него зла и никакого негатива к нему не имею. чел как чел, обыкновенный.

а петрович - ну что тут скажешь - патриарх он у нас, или хотя-бы епископ. признаюсь честно: давным-давно, еще когда он играл с садиковым, я очень его ценил. признаюсь, что где-то даже хотел быть как он. всегда и везде слушал его с удовольствием. честный старикан. но прошло время, и я понял что он очень слаб... в настоящее время у нас появились настоящие молодые гармошечные звезды, которые при всем уважении, поставили на старике крест. можно сказать, что петрович - это легенда российского блюза. на нем многие выросли. вот например братецкий - его ученик. конечно, саня крут. но статичен. но техника у него - выше всех похвал. однако как правило, говоря о братецком, люди обсуждают именно то, как он крут в технике, а не его музыку. это печальный диагноз для музыканта. то-же можно сказать и о петровиче. глубоко уважаю и люблю петровича. но старик никогда уже не будет для меня авторитетом в гармошке. хотя это безусловно самый достойный дудовский персонаж.

а, ну и о самом фестивале: ну не получилось фестиваля русского блюза! вот баскаков выкрикивает: "этот фестивал войдет в историю, как первый фестиваль русскоязычного блюза..." или что-то типа. ну, во-первых таких фестивалей было масса. еще старина майк (науменко) пока не умер... что уж говорить о легендарном сборнике "не увижу миссисипи"... когда это было? а, дядь вов? короче, я на вскидку могу перечислить примерно пять "первых в истории масштабных фестивалей русского блюза". получилось что-то вроде того: девушка уже после третьего брака, но баскаков всёравно считает, что он там первый :) - без обид, дядь - так ведь получается.
по-сути, шикарно лизнули жопу "звездам" средней руки. а самобытные русскоязычные блюзовые группы прозвучали там постольку-поскольку. да и работы по подборке соответствующих коллективов никакой проделано не было.