ПЕРВЫЙ ПОРТАЛ O РУССКОЯЗЫЧНОМ БЛЮЗЕ

Блюз и славянофилы

Статья опубликована в журнале "ROCKMUZIC.RU" ( №8470;3(9) //2004)

Ох, сколько на эту тему поломали копий всевозможные критики, фанаты, исполнители, снобы, пикейные жилеты и просто горлопаны на форумах немногочисленных отечественных сайтов, посвященных музыке блюз! Вздрогнув и малодушно подержав паузу, обозначу это скользкий топик – «Русский блюз».

В истории музыкальной культуры явление неких новых элементов, я уж не говорю о «течениях» и «волнах», всегда сопровождалось яростью и презрительным зубоскальством «музыкальной общественности». Существует мнение, что блюз можно исполнять только в корневом, англоязычном формате, а все остальное – от лукавого. Тем не менее, русскоязычный блюз начинает потихоньку формироваться. Эпигонство ли это, бессмысленное подражательство, обезъянничанье, поиск оригинальной коммерческой ниши – жизнь покажет. Покамест блюз играется всего в десятке столичных клубов для «продвинутых» - и на 95% это англоязычные кавер-версии зарубежных исполнителей, в то время как «улица корчится безъязыкая». Время от времени, а ныне – чаще и чаще – стали появляться «глашатаи» и «знаменосцы» «русского блюза», пропагандирующие идею исполнения блюза на родном, русском языке. У некоторых из них хватает сил лишь на гулкие декларации в пустыне интернета, иные предпринимают реальные шаги в виде выпуска пластинок и организации музыкальных мини- фестивалей под маркой «Русский блюз». Явление не приняло пока сколь-нибудь весомого или массового характера, но раз уж существует, то, вероятно, его следует уже как-то осмыслить, зафиксировать в нем как положительные, так и отрицательные моменты.

Я не являюсь профессиональным музыкантом, но поскольку непосредственно варюсь в этой каше, в самом, так сказать, гумусе, если хотите, навозе, развлекательного и клубного бизнеса, то позволю высказать отдельные свои соображения относительно тенденций и перспектив «русского блюза».

Представьте себе, где-нибудь в просвещенной Кении возникает музыкальный коллектив, помешанный на русской фольклорной музыке. И вот на бамбуковую сцену под навесом из пальмовых листьев выходят чернокожие девахи в кокошниках и сарафанах, по бокам выстраиваются черные, как голенища, добры молодцы в красных рубахах навыпуск, в плисовых шароварах и сапогах гармошкой, с балалайками, тальянками и рожками – и начинают наяривать на родном суахили «Калинку-малинку»… Случайный российский турист, разумеется, уссытся. Подозреваю, что примерно то же самое произойдет и с чернокожим дальнобойщиком из Хьюстона, невесть каким ветром занесенного в Дом Культуры, скажем, подмосковного Раменского, на сцене которого ребята в стетсонах и ковбойских сапогах фигачат Mary Had A Little Lamb. Полная экзотика и несерьезность. Но это на первый взгляд.

Может, я и утрирую с неграми, но очевидный плюс во всем этом – взаимопроникновение и взаимообогащение отдаленных культур. Да, поначалу это представляется диким. Но ежели упомянутые африканцы действительно талантливы, упорны и по-настоящему задвинуты на русских народных песнях, то они со временем освоят и присвист, и характерное притоптывание, обзаведутся ложками и импортной берестой, короче, прочувствуют материал до тонкостей, начнут его подавать профессионально, то я первый (слышите? первый!) возьмусь организовывать гастроли этого замечательного коллектива в далекой заснеженной Раше.

Все вышесказанное, только реверсивно, относится и к российским блюзовым музыкантам. (И, кстати, Blues Cousins уже нарезают успешные туры по Североамериканским Штатам).

Вообще-то, дабы избежать упреков в ерничестве и в поверхностном отношении к теме, полагаю, было бы справедливым выяснить непосредственно у исполнителей, которые работают в стиле «русский блюз», как они позиционируют сами себя на музыкальном фронте.
Так что давайте прежде спросим их.


Роман Буранов, группа «буранOFFблюз».
Вопрос:
Ром, я знаю, что ты несколько лет являлся лидером группы «буранOFFблюз». Несмотря на твой безукоризненный английский, стержневой идеологией вашей команды было исполнение блюза и рок-н-ролла на русском языке. Ты мог бы дать пояснения на этот счет?

- Это принципиальная позиция. В этом вопросе есть несколько ключевых моментов. Во-первых, мы живем в России. Мы играем и поем, в первую очередь, для себя и себе подобных, то есть, для русскоговорящих. Иллюзий по поводу мировых туров, где главными героями являются англоязычные группы и исполнители, никто не питает. Во-вторых, даже блестящее владение английским языком в подавляющем большинстве случаев не избавляет от проблем с акцентом. А это уже беда. Все эти горе-певцы с англо-рязанским прононсом вызывают лично у меня стойкое неприятие. Надеюсь, что я в этом не одинок. И в-третьих… Ладно, на эту тему можно еще долго говорить, но основное я уже озвучил.

Вопрос:
А тебе не кажется, что русский язык немелодичен, или, скажем так, несовместим с блюзом? Вокалисту трудно петь блюз на русском языке?

- Кажется. Но только на первый взгляд. И только при сравнении с английским, если мы говорим о блюзе. Конечно, английский язык более мелодичен, слова короче, их удобнее тянуть и «подавать» слушателю. Мне кажется, что просто не надо сравнивать. Нам дан другой язык, и при умелом с ним обращении, он будет и мелодичен, и красив. Над этим тоже нужно работать. При написании текстов нам приходится десятки раз переделывать отдельные строчки, обращая особое внимание на специфическую фонетику русского языка - стараясь, например, избегать скопления согласных, шипящих и фрикативных звуков и т.д. Ну, это зависит уже от поэтического профессионализма. А петь на русском языке хоть блюз, хоть джаз нетрудно, при условии, что делаешь ты это от души. Тогда тебе обязательно поверят. Даже англичане.

Вопрос:
Исполняют ли «буранOFFблюз» каверы, как это принято у большинства российских блюзменов?

- Нет. У нас своего материала достаточно. Хотя, вспомнил, есть один. Мы сделали очень необычную версию песни "Black Dog" группы Led Zeppelin в свинговом размере, соединив ее со своим фанковым номером. Просто сдирать западные песни - не имеет никакого смысла. Лучше оригинал послушать. А вот пропустить песню через себя, придумать ей новую аранжировку – это дорогого стоит. Но, в любом случае, злоупотребление каверами – прямой путь в кабак, и как следствие – потеря собственного лица.

Вопрос:
Я знаю, что вы с коллегами записали и издали совсем недавно целую пластинку, и для этого вам пришлось создать собственный лейбл. Ты можешь поподробнее рассказать об этом проекте?

- Совершенно верно. Пластинка называется «Русская рулетка». Вышла она в самом конце 2003 года. Записана на тон-студии «Союз». И так как в России с блюзом пока напряженно, как, впрочем, и с другой хорошей музыкой, нам пришлось издавать ее на собственные деньги на собственном лэйбле, который, не мудрствуя лукаво, мы назвали «Русский блюз». Ситуация абсолютно ненормальная для цивилизованных стран, но видимо наше время еще не пришло.

Вопрос:
Считается, что исполнитель блюза обязательно должен петь о том, как он побухал, как от него ушла девушка, как он остался один, как ему вообще плохо и т.д. А о чем поете вы?

- Так об этом и поем! В блюзе, конечно, есть некоторые специфические
темы. Но в основном тематика песен ничем не отличается от других жанров. А что, рокеры или попсовики не поют о том, как от них ушла девушка или как им плохо? Правда, одно отличие есть. Тематика песен группы «буранOFFfблюз» отличается мужественностью текстов. Мы поем про настоящую мужскую дружбу, про тяжелую работу, про крепкую семью, и стараемся делать это без лишних соплей. Да, и про то, как нас девчонки подводили, тоже. Куда без этого? Короче, про жизнь взрослых, нормальных мужиков. Надеюсь, что нас пока в этой стране большинство – а значит у России и Русского Блюза большое будущее. А вот несколько вопросов лидеру другого коллектива, исполняющего блюз на русском языке.


Юрий Михайлов, гитарист, основатель и вдохновитель группы «Мадера Хард Блюз», живет и работает в Минске. В Москву приезжает время от времени на концерты.

Вопрос:
Юра, ты уже ветеран рок-н-ролльной сцены. Откуда возникло желание исполнять блюз именно на русском языке?

- Блюз – очень честная музыка. В нем все честно: и импровизация (состояние души на данный момент), и живое исполнение (в студии никогда так не сыграется, как на публике), и звучание инструментов. Какой ты сегодня – так и играется. Порою одного аккорда хватает, чтобы душу вывернуть наизнанку. Здесь ни к чему дешевые понты. Живя в этой стране – я в этом убежден – надо петь на родном, понятном твоим соотечественникам языке. Это – честно. Тому, кто не способен внятно донести свои мысли на родном языке, кто не способен мыслить стихами – тому удобнее петь на непонятном языке. Вот и поют блюз на английском. Содержание песни становится для них второстепенным. При этом они всем объясняют, что только английский язык звучит музыкально, русский – груб и т.д. Все это чушь собачья. Блюз можно петь и на киргизском, и на китайском языках. Я видел таких англоязычных рок-н-рольщиков – одному пишет тексты мама, преподаватель языка, другому бабушка. Третий сам лепит. Представляешь, какую хренотень некоторые поют! Нет, я –русский, я мыслю и говорю по-русски, и пишу блюз – на русском языке.

Вопрос:
Что, на твой взгляд, является подходящей тематикой для русскоязычного блюза? Уместна ли в текстах ирония, или наоборот, должны присутствовать пафос, надрыв?

- Мне кажется, у человека, исполняющим блюз, с иронией и юмором должно быть
все в порядке. А вот пафос, по-моему, не для блюза. Я намеревался (до создания «Мадеры») писать незатейливые тексты: водка, гитара, девочки, рок-н-ролл. Текст мне виделся всего лишь как повод для моей гитарной импровизации, и его должно было быть мало. Больше гитары, меньше поэзии. Но со временем стали рождаться тексты достаточно серьезные. Тут же стали говорить, что для блюза это, мол, «чересчур глубоко». Да пусть – лишь бы не скучно! Но, возвращаясь к пафосу, скажу, что он блюз только портит, а вот юмор – это изюминка русского блюза. Я ко многим очень серьезным вещам отношусь с юмором – не зря же я профессиональный художник-карикатурист.

Вопрос:
Как живется блюзменам в братской Белоруссии? Что у вас вообще с блюзом, есть ли концерты, фестивали?

- Скажу прямо, пока трудновато, но есть предчувствие, что что-то меняется. Да во всем мире уже устали от попсы, а у нас – от неиграющих и непоющих. В Белоруссии есть достойные блюзмены, но их мало. Отдельные команды, называющие себя блюзовыми, занимаются подражательством, поют заученные английские тексты, и даже партии соло гитары зазубривают. Я считаю такое исполнительство пародией на блюз. Ведущие белорусские продюсеры занимаются попсой. Некоторые – дуркой («быдло-роком»). Нам говорили: «Не знаем, что делать с блюзом, он никому не нужен». Не согласен! Мы достаточно много выступаем, и видим, что публика очень стосковалась по правильной музыке. Есть у нас в Беларуси ежегодный фестиваль с громким названием «Рок-Коронация». После того, как мы выпустили свой первый альбом «Китайская невеста», и пресса о нем очень много писала, нас к «Коронации» просто не подпустили. Некто Цибин-Шухер-Зельц (не улыбайся, фамилия такая) этот фестиваль организовывает, а его коллеги нам по секрету сказали: «Нужно похуже играть, тогда попадете на этот фест». Вот и ездим на фесты в Россию. Как здорово нас принимали в Калининграде и Казани! Впрочем, полагаю, в похожей ситуации находятся блюзмены и в России, и на Украине. Ничего, прорвемся.

Вопрос:
Каковы дальнейшие творческие планы «Мадера Хард Блюз»? Записываете ли вы пластинки, где и как выступаете?

- Мы записали два альбома: «Китайская невеста» с жестким драйвовым саундом и второй - «Амина», акустический. Снят клип на песню «Свобода». Хотелось бы записать еще, но дело, как всегда, упирается в спонсоров. В последнее время нами заинтересовался «Минскконцерт», стали поступать предложения из других республик – из Польши, Украины, России. В Москву вот стали постоянно приглашать - в клубе «Швайн» у нас регулярные выступления. Мы не навязчивы, но все идет само по нарастающей. Самое главное для нас – получать удовольствие от творческой работы, делать дело честно. Разбогатеем – хорошо, нет – не погибнем. Хоть мы и взрослые дядьки, но группа наша молодая, и у нас все только начинается.


Итак, вот мнение музыкантов. Эти парни не скулят, что, мол, их не понимают, зажимают и т.д. – они упрямо делают свою музыку, в которую верят, которую любят – и добиваются определенных результатов.Чем же может быть интересным «русский блюз» и что необходимо, чтобы он завоевал право на существование?

В первую очередь, разумеется, у исполнителей должны присутствовать элементарная музыкальная техника и приличный уровень владения инструментами – без этого, сами понимаете, вообще нигде и никак…

Во-вторых, исполнители обязаны «обогатить себя знаниями всех тех богатств, которое выработало человечество», и в частности, наиболее его прогрессивная часть в лице классиков блюза: Stevie Ray Vaughan, Muddy Waters, B.B.King, ………(недостающих впишите сами).

И в-третьих, и это, на мой взгляд, самое главное – обязательно привнести в блюзовый материал элементы национальной культуры. Я имею в виду и музыкальные инструменты, и музыкальные традиции родной страны, и – важно! – тексты на родном языке. Тогда это будет интересно.

Возможно, я пишу банальности, однако, общаясь с молодыми музыкантами, начал понимать, что на фоне упадка истинной культуры в стране и победного шествия синтетической попсы, для моих двадцатилетних современников некоторые простые вещи необходимо внятно формулировать и повторять. Нынешние российские блюзмены, которым сейчас по сорок-пятьдесят лет, оригинально исполнять блюз и развивать его уже не будут НИКОГДА, просто в силу того, что родились они, выросли и сформировались, как музыканты совершенно в ИНОМ (я не пишу в «уродливом») музыкальном контексте. Их потенциала хватает лишь на талантливые кавера. Сейчас же у музыкантов есть все возможности и доступ к любой музыке, и у молодых есть реальный шанс дорасти до творческих высот, ибо, по моему глубокому убеждению, музыкант начинает играть настоящий блюз только после сорока пяти, а истинным мастером становится, если не спивается и не уходит работать на стройку, годам к шестидесяти. То есть, помимо десятилетних упражнений на инструменте, в голове и за плечами уже должно быть кое-что. Вот в этом-то беда: хватит ли у молодых терпения и любви, чтобы десятилетиями тащить блюз?

Молодые хотят все и сразу. Ко мне в клуб приходят десятки юных исполнителей, приносят свои демозаписи. Из тридцати коллективов (я сейчас не говорю об известных музыкантах) едва набирается 2-3, исполняющих блюз и вообще, правильную музыку. 90% играют тупой школьный говно-рок, при этом все они свято убеждены, что исполняют гениальную (без преувеличения!) музыку на суперталантливые тексты. И их можно понять. Перед глазами у них радужная пелена. Когда весь радио и теле эфир заполнен попсой и примитивным «гаражным» роком, на фоне бесконечных «рок-тусовок» в стиле «Нашествия», дутых проектов типа «Фабрики звезд», ребята думают: Ба! Да ведь и мы то ж самое слабать могем! И не хуже! Вот сейчас замастырим демку, растопыримся по клубам, на радио нас с распростертыми объятиями примут, продюсеры нарисуются - и вот оно! Слава! Герлы!! Бабло!!!Ничего подобного.

Таких скороспелых коллективов уже сотни, тысячи, эта похлебка налита уже во всю свободную посуду, этот вонючий смог заполнил уже все щели, музыкальный рынок скоро ощутимо стошнит. На Западе это уже поняли. Наплодив звезд-однодневок типа «Спайс герлз» или Бритни Спирс, они вырыли тем самым яму шоу-бизнесу – и обрушили рынок звукозаписи. Слушателю уже непонятно, зачем покупать компакт-диск исполнителя, который наверняка скоро выйдет из моды, за 20 долларов, если можно купить пиратский CD за три – и завтра без сожаления его выбросить. Хорошие деньги слушатель готов потратить на мастодонтов уровня Led Zeppelin или Queen, но с такими группами надо долго и кропотливо работать. Подобная ситуация, на мой взгляд, в скором времени ожидает и Россию, где в погоне за быстрыми деньгами большинство промоутеров не заглядывают далее сегодняшнего дня. Хотя! Мне известно, что отдельные толковые дяденьки в шоу-бизнесе уже начали трезво оценивать перспективы и, соответственно, переориентировать инвестиции.

Ну, дай-то бог! Вернемся к русскому блюзу. С коммерческой точки зрения это может быть перспективной фишкой – и вот почему.

Продажи записей джазовых и блюзовых исполнителей на сегодняшний день оставляют приблизительно 2-3% музыкального рынка. Это ничтожно мало, и для такой огромной страны, как Россия, по мере восстановления платежеспособности и культурного уровня, этот процент неизбежно будет возрастать. Кроме того, необходимо учитывать и политическую ситуацию в России. На ближайшие 6-8 лет, полагаю, следует прогнозировать наступление консервативной, великодержавной государственной идеологии. Это означает, что на официальном уровне будет востребована музыка либо никакая, синтетическая, либо традиционная. Маргинальные жанры тормознутся.

Старый добрый блюз, с его почти столетней историей, музыка работяг и алкоголиков, в отличие от хулиганского рок-н-ролла и проч., как нельзя более кстати впишется в идеологический контекст формирующегося режима. Это первая предпосылка. Во-вторых, как я уже писал, в России блюза мало, потому что он плохо продается. Плохо продается почему? Потому что непонятны англоязычные тексты. Потому что не вкладываются деньги в рекламу и развитие блюза. Да, народу близка и понятна Сердючка – но это как долго? А блюз – он уже доказал свою жизнеспособность, свою коммерческую и музыкальную состоятельность на исторической арене во всемирном, так сказать, масштабе. Поэтому инвестиции в блюз – они долговечнее.

Итак, чтобы сделать блюз коммерчески привлекательным для российских звукозаписывающих лейблов и концертных площадок, его надо популяризировать. То есть, если попсу необходимо продвигать, то блюз достаточно разрешить (это обращение к музыкальным редакторам FM –станций). Немаловажным фактором в такой популяризации должно стать появление русскоязычных блюзовых коллективов. Да, да, блюз должен стать музыкой не кучки англоговорящих столичных интеллектуалов, а достоянием широких народных масс, да простят мне коммунистическую терминологию. И русский язык станет тем мостиком, который свяжет ленивого отечественного слушателя с сокровищами мировой блюзовой культуры.

Какие шаги следует предпринимать для исправления ситуации?

Во-первых - селекция и воспитание молодых исполнителей блюза. Не бояться вкладывать деньги в записи, столбить авторские права уже сейчас с прицелом на будущее. Студия Chess, платившая Бадди Гаю по пятнадцать долларов за песню, запасла в своем архиве столько нетленки, ставшей впоследствии мировыми хитами, что этого, при умелом распоряжении лицензиями и роялти, хватило бы на сотню каких-нибудь децелов.

Во-вторых, подкладывать под блюз целевые коммерческие программы. Я имею в виду рекламные мероприятия в виде блюзовых фестивалей. Примером такой программы является всем известная акция Efes Blues, когда солидный пивной брэнд организует собственный промоушн посредством блюзового праздника. И это замечательно! Блюз и пиво – это невероятно удачное, на мой взгляд, сочетание, и кто не согласен – пусть первый бросит в меня камень. Радует, что в отечественном бизнесе уже произошла первая тектоническая подвижка в этом направлении: в сентябре прошлого года в Москве состоялся первый международный блюзовый фестиваль Очаково-блюз, спонсируемый российским рендом. Да, в адрес организаторов фестиваля раздавалось множество справедливых и несправедливых упреков – но главная их заслуга в том, что они подняли первого отечественного спонсора. Лиха беда начало. Таких фестивалей в России должно быть больше, ведь в одной только маленькой Норвегии проходит в год около дюжины национальных блюзовых фестивалей, а скандинавы не дураки.

Уверен, у нас в стране найдутся отечественные бренды, визитной карточкой которых мог бы стать национальный музыкальный фестиваль «Русский блюз», формат которого предусматривал бы выступление только самобытных русскоязычных исполнителей.

Владимир Казьмин, март 2004

Я за РУССКИЙ Блюз

аватар: Самовар

Согласен, что петь на английском с акцентом, отвратительно, уши режет, нам бы на русском языке научиться. Когда  выступаешь среди новоявленного "рока", понимаешь, что ты звучишь оригинально, люди начинают прислушиваться, конечно же поколение постарше, начиная с 25. И на фоне этой оригинальности, хочется творить и нести правду. Да здравствует Блюз, на РУССКОМ языке!)))

да уж, не знал что это так

да уж, не знал что это так интересно!

спасибо! статья очень

спасибо! статья очень интетесная!!

Сейчас вообще очень редко

Сейчас вообще очень редко встретишь блюз